В йоге существует множество духовных, психических и физических практик. Различные йогические школы акцентируют внимание на тех или иных гранях этой традиции. Направление классической йоги, делающее упор на глубоком ментальном расслаблении, медитации, а также оздоровлении организма, практикуется в школе Виктора Бойко.
- Биография Виктора Сергеевича Бойко
- Сила метода в искусстве коммуникации
- На собственном примере
- Индийская философия йоги
- Йога Нидра — замечательное искусство
- Школа йоги Виктора Бойко — Реал йога
- Как проходят занятия
Биография Виктора Сергеевича Бойко
Виктор Сергеевич Бойко родился в поселке Ички (Советское), который находится в Крыму. По образованию он инженер-строитель, окончил Севастопольский приборостроительный институт. Первые сведения о йоге получил из фантастического романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Практиковать эту традицию Бойко начал еще в 1971 году, используя для обучения классический труд йогина Айенгара «Йога дипика».
В 1991 году, после окончания курса при индийском посольстве в Москве, получил сертификат на право преподавания йоги. В том же году вместе с единомышленниками зарегистрировал первый в СССР Центр классической йоги, а затем, в 1993 году, основал собственную школу в Москве, которая успешно действует и в настоящее время.
Сила метода в искусстве коммуникации
В своей книге «Йога. Искусство коммуникации» Виктор Сергеевич Бойко отмечает, что целью этой древней практики является налаживание контакта, коммуникации сначала с собственным телом, а затем — со своей психикой или бессознательным. Это медленная и скрупулезная работа, дающая в конечном итоге прекрасные результаты. Школа Бойко практикует, в основном, медитативные аспекты древней традиции, которые дают мощный терапевтический эффект.
Знаете ли вы? Считается, что раджа Тапасвиджи прожил 186 лет, с 1770 по 1956 год (это зафиксировано в документах его княжества). Он с молодости практиковал йогу, а в возрасте примерно 50 лет удалился в Гималаи для самосовершенствования.
Данная практика базируется на «Сутрах» Патанджали, написанных во II веке до н.э. Это выражается в освоении техник глубокой релаксации, таких как Шавасана и Нидра, выполнению статических асан (йогических поз). Динамические элементы практически не используются. Подход к занятиям персонализированный, адепты занимаются по индивидуальным программам. Чтобы получить отдачу от занятий и закрепить результаты, рекомендуется заниматься не менее четырех раз в неделю.
На собственном примере
Начав заниматься йогой и прозанимавшись несколько лет, Виктор Сергеевич Бойко пришел к пониманию, что для него, из-за плотной комплекции, в принципе недостижима гипермобильность, которой он хотел достичь. Это подвигло его параллельно ознакомиться с различными восточными практиками, биомеханикой, физиологией движения и т.д. Благодаря дополнительным знаниям и непрекращающимся занятиям йогой, у него сложилось понимание классической «Сутры» Патанджали.
Среди распространенных практик йоги следует назвать Айенгара, Мандала, Анулома-Вилома, Мула бандха, Джаландхара бандха и Уддияна бандха.
Со временем Бойко изменил подход к практике, в результате чего добился гораздо более интересных результатов, чем тех, на которые рассчитывал, приступая к занятиям йогой. Одним из следствий этого стало появление последователей, которые желали избавиться от проблем со здоровьем и улучшить качество жизни с помощью данной традиции.
Индийская философия йоги
Хотя Бойко практикует аспекты традиции, полностью базирующиеся на наследии Патанджали, считающегося основателем классической йоги, в том числе ее философско-религиозной стороны, его не интересует метафизика данной традиции. По его словам, философия данной традиции не может быть сегодня руководством к действию.
Важно! По мнению Бойко, у современных людей отсутствует взаимодействие между физической оболочкой и бессознательной частью психики, а йога способна выправить такое положение, грозящее в будущем проблемами для всей цивилизации.
В основе направления йоги, которое исповедует Бойко, лежит понимание того, что сущность данной традиции характеризуется не выполнением сложных асан, доступных и хорошим гимнастам, а особым состоянием сознания человека. Это состояние достигается через использование определенных медитативных техник и асан, помогающих адепту обрести физический, психический и ментальный покой.
Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное), стр. 1
Виктор Сергеевич Бойко
Йога: искусство коммуникации.
(Издание второе, исправленное)
Незабвенным родителям моим — Бойко Вере Степановне и Сергею Герасимовичу посвящаю.
Я благодарен всем, кто внёс вклад в создание этой книги, и выражаю горячую признательность:
моей жене Илоне, которая принимала в процессе самое непосредственное участие, создавая для него наилучшие условия;
Ринату Минвалееву из Санкт-Петербурга, участнику портала Real Yoga за использование его перевода книги Д. Эберта «Физиологические аспекты йоги»;
Андрею Терехову, дальневосточному медику (на конференции сайта ник — АЮТ) за ценные замечания и поддержку;
Михаилу Смирнову (на конференции сайта — SMARty) за продуктивную полемику, ценные замечания и великолепные метафоры, использованные в этой книге;
Артёму Фролову, врачу из Ленинградской области (ник сержант Лебядкин) за ценные замечания;
Сергею Агапкину из Рязани, специалисту по Аюрведе, бывшему участнику портала RealYoga, ряд его замечаний и поправок включён в текст;
а также разновременным завсегдатаям портала — Ха Эм Вию, Майклу, Вредителю, Леше и многим другим за продуктивное оппонирование, которое помогло мне более чётко формулировать базовые положения и выводы.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Как много мы знаем и как мало понимаем.
Альберт Эйнштейн
Который год уже за тенью я гонюсь…
Светлана Кекова
Описать феномен индийской йоги без мистических либо религиозных «перекосов», задача далеко не простая. В этой работе рассматривается только реальный её аспект, без метафизического обоснования — философии санкхья. Скажу сразу, чтобы сразу исключить праздные вопросы: йога никогда не интересовала меня как система спасения в том смысле, который придавали ей в древности либо приписывают сейчас религиозно-философские школы, как в самой Индии, так и за её пределами. Предмет исследования — технология работы с телом и сознанием, имеющая исключительно прикладной характер. Цель — дать читателю реальное представление о традиционной йоге и предоставить информацию для возможности её самостоятельного начального освоения.
Сразу оговоримся: любое пособие, даже самое лучшее, это лишь часть необходимой и достаточной информации, для гарантированного успеха абсолютно необходим живой опыт! Именно потому в Москве создана и успешно функционирует Школа йоги В. Бойко. Занятия в классах под руководством инструкторов, самостоятельная и регулярная практика дома, консультации, ежегодные семинары, возможность задавать вопросы и получать ответы по электронной почте и на конференциях портала RealYoga, а также регулярные дни открытых дверей — всё это обеспечивает занимающимся качественную практику и позитивные её результаты.
Итак, кого можно считать йогом, подходит ли под это определение тот, кто в совершенстве выполняет асаны — йогические позы? Видимо, нет, поскольку при соответствующей подготовке (а порой даже и без неё) их форму способен имитировать любой гибкий от природы человек, высококлассный гимнаст либо циркач, работающий «каучук». Сущность йоги характеризуется отнюдь не сложностью асан, но особым состоянием сознания, возникающим в процессе их выполнения. Подобно тому, как ум расширяет физические возможности, решая задачи, не подвластные грубой силе, так и временное торможение сознания посредством пребывания тела в неподвижности даёт тот бесценный эффект, который по-иному получить нельзя. Именно посредством изменение сознания, но не фокусами с формой, достигается конечная цель йоги — гармония тела и души.
Быть может, настоящий йог это тот, кто жует стекло, запивая его соляной кислотой, либо спит на утыканной гвоздями доске? Но подобным образом публику ещё в древности развлекали факиры.
Или йоги имеют дипломы с печатью, удостоверяющей успешное окончание специального института в Индии? Но как тогда проверить реальную квалификацию владельца бумаги и её подлинность?
Может быть, есть прямые признаки истинности, говорят, например, что йоги не едят мясо. Действительно, в Индии и сегодня можно встретить абсолютных вегетарианцев, например джайнов, но вплоть до средины XIX века там процветала и секта йогинов-агорапантхов, которые потребляли в пищу даже падаль, поскольку для них равно святым было всё, что дано или взято богом Шивой. Паттабхи Джойс, представитель Аштанга-виньяса-йоги, одного из сегодняшних модернизированных направлений, утверждает, ссылаясь на древние источники: «…Овощами не следует злоупотреблять». Как сказано в Аюрведической прамане: «Овощи умножают болезни». Так что употребление
(одних только — В.Б.)
овощей нежелательно для человека, занимающегося йогой»
( 137, с.40). О пользе мяса убедительно говорит также трактат «Аштанга-хридайя самхита», имеющий высокий авторитет в Аюрведе. Похоже, что вегетарианство, равно как и его противоположность, также не являются отличительной чертой братства йогинов.
Изучение первоисточников и большой личный опыт практики привели меня к однозначному выводу: подлинными йогами можно считать лишь тех, кто следует определению, данному Патанджали в Йога-сутрах, а именно: «Йогаш читта-вртти ниродхах»
, что переводится, как
«Йога есть прекращение деятельности сознания»
( 99, с.87). Сразу возникают вопросы: что подразумевается под прекращением, как оно достигается и какие имеет последствия? Всё это будет разъяснено ниже.
Уникальная йогическая технология базируется на «устройстве» человеческого тела, которое на протяжении многих тысячелетий остаётся неизменным.
Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно поэтому она предстаёт сегодня перед нами в виде огромного количества приёмов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Метафизика веками создавала туман вокруг того, что происходит в йоге с телом (и опосредовано с сознанием) на самом деле она здесь вторична. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
С одной стороны йога охватывает все аспекты, которыми сегодня интересуются науки о человеке, с другой исторически вышло так, что она всегда использовалась мистикой и религией. Её фрагменты видны в аскетических практиках раннего христианства и мусульманских сект, но в то же время йогическую подготовку имел индийский космонавт Шарма, организм которого вообще не отреагировал на невесомость. Йогой интересуется сегодня множество людей, желающих улучшить качество физического и душевного состояния. Однако катастрофическое засорение эзотерикой и нехватка профессионалов тормозит использование данной технологии самосовершенствования, как на Востоке, так и на Западе.
Человек осваивает космос, создаёт сложнейшие механизмы, приборы и системы управления, проясняет устройство материи, но в тоже время ум его крайне неэффективно взаимодействует со своей физической оболочкой и подсознанием. Такое положение, чреватое накоплением фатальных ошибок в развитии цивилизации, позволяет исправить йога, базовые принципы которой зафиксированы более двух тысячелетий назад.
Первым систематизированным руководством, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают риши (мудрецу) Патанджали. Термин «классическая йога» обозначает технологию именно этой системы, а не её позднейшие интерпретации (например, Тантру).
Философия же йоги, относимая к шести даршанам (философским школам Индии, опирающимся на тексты Вед), представляет интерес только для историков и не может быть сегодня руководством к действию. Известны исторические прецеденты, когда приоритет Патанджали в систематизации йоги оспаривался. Есть, например, «Тирумантирам», написанный неким Тирумуларом который, как говорят, был современником Патанджали. В этом тексте Патанджали упоминается как соученик Тирумулара и участник литературных диспутов у Нанди Девара, по которым собственно и определялось время жизни первого систематизатора йоги. Хотя этот текст также относят к периоду создания Йога-сутр, он откровенно «тантричен». Вообще Тантра, будучи в историческом плане гораздо моложе йоги, всегда стремилась усилить свою древность, чем откровенно и занимались её адепты.
Йога Нидра — замечательное искусство
Одной из ключевых техник, применяемых Бойко и его последователями в процессе занятий, является йога Нидра, называемая еще йогой сна или же йогическим сном. Данная психотехника была создана в середине XX века известным йогином Свами Сатьянанда Сарасвати на основе древних техник и научных исследований по физиологии мозга. Если описывать кратко, то данная техника выполняется следующим образом: адепт принимает Шавасану (позу мертвеца), закрывает глаза и расслабляется. Инструктор называет определенные части тела, дает указания мысленно выполнять определенные действия.
Йога помогает избавиться от усталости, лучше запоминать информацию.
Адепт перемещает свое сознание в названные части тела и выполняет действия. В определенные моменты адепт повторяет про себя т.н. санкальпу (можно перевести как «намерение», «решимость»). Это короткое, всегда позитивное утверждение, обязательно относящееся к настоящему времени. Нужно отметить, что использование санкальпы в данной технике необязательно.
Важно! К выбору санкальпы нужно относиться очень осторожно во избежание негативных последствий. Рекомендуется для начала выбрать какую-либо простую универсальную установку, например «Я полностью спокоен и расслаблен».
В процессе выполнения адепт глубоко расслабляется и впадает в пограничное состояние между сном и бодрствованием. Продолжительность выполнения техники — не менее часа. С помощью Нидры человек как бы стравливает накопленное напряжение и обретает новое качество жизни.
Что такое йога-нидра, её польза
Это так называемый психический сон, метод релаксации, расслабления, путём ухода в себя от всего, что происходит снаружи. Йога-нидра относится к пратьяхаре (способу отвлечься от окружающего мира, слух должен закрыт для посторонних звуков до тех пор, пока все внешние чувства не пропадут).Это мощный метод глубокого расслабления за короткий промежуток времени. Один час такой практики можно приравнять к четырём – пяти часам ночного сна. Полезен данный способ релаксации для людей, которые умственно и физически истощены, а также для тех, кто ведёт пассивный образ жизни, при депрессии, навязчивых состояниях.
Занятия йогой-нидра помогут снять напряжение (комок отрицательной энергии, который не даёт выйти вашему чувству удовлетворения жизнью и радости). Снимается блокировка плохой энергии, и открывается дверь хорошей.
Скрытые аспекты практики, гармония и внутренний баланс
В книге Виктора Сергеевича Бойко «Йога: скрытые аспекты практики» рассматриваются проблемы этой традиции и некоторые практические рекомендации по ее освоению. Там утверждается, что при надлежащем уровне овладения этой традицией, адепт получает ясность восприятия мира, чувство счастья и познание самого себя. Вместе с тем, автор останавливается на «скрытых аспектах», он обращает внимание на опасность занятия такими техниками, как медитация, пранаяма и самьяма без соответствующей подготовки и опытного наставника. Бойко отмечает следующие преимущества данной практики:
- отсутствие необходимости в специальных приспособлениях или особых помещениях;
- благотворное воздействие практики не только на тело, но и на психику;
- тысячелетия существования данной традиции, что позволило методом проб и ошибок выработать безопасные и эффективные техники;
- способность глубоко расслаблять тело и сознание адепта.
Как выполняется йога нидра
Техника йога нидры заключается в том, что человеку, лежащему в позе шавасаны, надиктовываются словесные инструкции, которые удерживают внимание практикующего на различных участках его тела. Благодаря этому внимание практикующего переключается с обычных психических процессов на наблюдение за ощущениями в теле и благодаря этому присходит еще большее расслабление сознания и тела. Время практики йога нидры может колебаться от 15 до 35 минут, но иногда оно может быть и больше
Иногда надиктовку словесных инструкций используют и на короткое время (до 15 мин) в той же позе шавасана и называют эту технику просто «шавасана» или «техника шавасаны». В этом случае в словесных инструкциях может быть более короткой фаза, как «телесная навигация» Но по сути, «техника шавасаны» и техника «йога-нидра» — это одно и то же. Различаются они только по глубине погружения в состояние расслабления.
Школа йоги Виктора Бойко — Реал йога
Центр классической йоги и йогатерапии или Школа йоги Виктора Бойко находится в Москве. Имеется ряд филиалов в следующих городах: Брянск, Владивосток, Донецк, Екатеринбург, Калуга, Киев, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Одесса, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Томск, Уссурийск, Челябинск, Хабаровск, Ярославль. Есть филиалы и в Израиле. В интернете школа представлена порталом RealYoga. Там имеются контактные данные, как самой школы, так и ее филиалов.
Иногда по названию портала школу Виктора Бойко неофициально называют «Реал йога». Школа не декларирует какие-то узкие направления деятельности, как-то «помогаем восстановить фигуру после родов». Ее цель — помочь адепту обрести новое качество жизни, открыть дополнительные возможности физического и духовного оздоровления. В школе Бойко особо подчеркивают, что придерживаются исключительно классической традиции и не практикуют такие модные ныне направления как акройога, йогабит или йогалатес. Ключевые практики — классические асаны и релаксационные медитативные техники.
Как проходят занятия
Отличием школы Виктора Бойко от многих других является индивидуальный подход к адептам. Если на ознакомительном занятии может присутствовать несколько десятков человек, то на обычных занятиях — не более тринадцати. При этом занятия не являются коллективными, т.е. ученики не совершают одновременно одни и те же действия по указаниям инструктора, а занимаются по индивидуальной программе (исключением являются занятия в детских группах).
Знаете ли вы? Йогические техники практикуют все фридайверы, т.е. люди, погружающиеся на максимально возможную глубину без акваланга. Их, в основном, интересует один из эффектов от занятий этой практикой — длительная задержка дыхания.
Важной особенностью школы является отсутствие деления групп на мужские, женские, для начинающих и т.п. Исключением, опять-таки, является детские классы, где занимаются с детьми от 7 лет, причем в игровой форме.
Формат занятий следующий: раз в неделю ученик посещает группу, остальное время занимается дома. Общее количество занятий, как домашних, так и в школе, должно составлять не менее четырех в неделю. Идеальным является шесть занятий в неделю. В группе занимаются 2 часа, дома рекомендуемая продолжительность практики от 1,5 до 2,5 часов. По достигнутым результатам индивидуальная программа может корректироваться инструктором. В заключение можно сказать, что школа Виктора Бойко по праву пользуется известностью и авторитетом. Практикуемые в ней аспекты классической йоги не отличаются эффектностью, но уж точно доказали свою эффективность за прошедшие тысячелетия. Методика занятий, применяемая в школе, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику. Занятия, при условии их регулярности и необходимой частоты, обычно приводят к оздоровлению тела и внутреннему спокойствию.
Йога Личности Виды йоги Духовные практики
Практикуем йога нидру в позе «Шавасана»
Выполняется йога-нидра лежа на спине в позе «шавасана».
Шавасана — это такая поза, выполняя которую приходит естественное расслабление всех мышц тела из-за равномерного перераспределения веса. Как правило шавасана выполняется в паузах между асанами и в завершении всей практики.
- Позаботьтесь, чтоб во время практики вас никто не побеспокоил.
- Выключите мобильный телефон. Обеспечьте себе тишину и тепло.
- Лягте на спину, так чтобы вам было удобно. Ноги необходимо слегка развести так, чтобы стопы были примерно на ширине плеч.
- Руки также отведите от тела и разверните ладонями вверх.
- Глаза должны быть закрыты. Если вы практикуете йога нидру днем, то на глаза можно положить повязку, чтобы приглушить дневной свет.
- Под голову для удобства можно положить небольшую подушку.
- Так же у кого проблемы со спиной под поясницу можно подложить небольшой валик, чтобы снять нагрузку.
В этой позиции надо максимально расслабиться, отпустить все мышцы тела. Включите аудио запись йога-нидры, закройте глаза и выполняйте инструкции, которые вы слышите.
Эту технику можно использовать самостоятельно как отдельную технику без внешнего сопровождения. Но для большего расслабления можно включать аудио записи надиктовок.