Читать онлайн «Курс Йоги 130. Мудры и Бандхи» автора Бегунова Виктория — RuLit — Страница 63

Сегодня хотел бы поговорить о такой простой, но в то же время очень мощной технике, как ашвини-мудра. В переводе с Санскрита это словосочетание означает «жест лошади». Видимо, сама методика чем-то напоминает некоторые лошадиные действия, но это не суть важно. Важно то, что регулярно выполняя эту относительно простую технику, можно огрести обрести массу благ, как для тела, так и для духа, что называется. Ниже я приведу 2 разновидности техники, обе рабочие, естественно (просто выберите, которая вам больше понравится).

Польза ашвини мудры или йога от запоров

Действительно, регулярная практика ашвини-мудры способна избавить вас от запоров. Сокращение мышц анального сфинктера стимулирует перистальтику кишечника, тем самым улучшая его выделительную функцию.

Еще одно благо от этой мудры — это устранение различных заболеваний мочеполовой сферы. Конечно, тут сложно гарантировать какой-либо конкретный результат, но сказать можно одно: качество вашей практики и будет определять качество ее результата, как для тела, так и для ума.

На более тонком уровне, овладение ашвини-мудрой позволяет предотвращать утечку праны через нижние врата тела (анус), а также направлять ее вверх, тем самым, до некоторой степени, трансформируя сексуальную энергию.

Еще одна польза практики этой мудры — это помощь при геморрое. Йога при геморрое, в целом, очень эффективна, и ашвини-мудра — в частности. Опять же, мы говорим о регулярной практике, а не об эпизодической.

Сама же ашвини-мудра является подготовкой к выполнению мула-бандхи, а также частью последней. Начните практиковать ее уже сегодня, и, возможно, уже через месяц вы ощутите ее положительное воздействие!

Читать онлайн «Курс Йоги 130. Мудры и Бандхи» автора Бегунова Виктория — RuLit — Страница 63

Комментарии: Эта мудра целиком и полностью связана с сексуальными практиками и с умением разделять энергию наслаждения от энергии продолжения жизни. В данном случае предлагается замысловатая поза, которую вряд ли кто-то из вас сделает. В других источниках даются упражнения, которые помогают разделять эти энергии, контролировать мышцы, ответственные за этот процесс.

Шактичалана-мудра

«Великая Богиня Кундалини, Абсолютная Энергия, спит в Муладхаре в обличии змеи, свернувшейся в три с половиной витка. Пока не пробудится она – Кундалини, в теле твоем, джива – душа твоя лишь зверем останется. Выполняй все перечисленные йогические практики, пока не достигнешь высшего знания. Как дверь отворяешь ключом, так Кундалини пробуди Хатха йогой и пронзи Сушумну. Практиковать Шактичалану надлежит в закрытом помещении, не нагим, но лишь прикрыв область пупка куском ткани. Он должен быть равен 23 см в длину и 7,5 см в ширину, мягким, белым и из хорошего материала. Прикрыв пупок такой тканью, закрепи ее повязкой. Тело натерев пеплом и приняв Сиддхасану, вдыхай обеими ноздрями и принуждай Прану соединиться с Апаной. Затем сокращай анус в Ашвини-мудре, пока не протолкнешь Вайю в Сушумну и не ощутишь его присутствие там. Вайю запри в Сушумне, и Кундалини, ощущая удушье, вверх начнет подниматься. Без Шактичаланы Йони-мудра не принесет успеха. Так что практикуй сперва Шактичалану, а затем Йони-мудру. О, Канда Капали, так объяснил я тебе Шактичалану, стараясь держать ее в секрете. Практикуй ее каждый день».

Комментарии: Когда мы ритмично сжимаем и разжимаем мышцы заднего прохода, мы даем мощнейший толчок всей системы основания. Потоки Апаны небольшими толчками, сокращениями также приводят к соединению Праны с Апаной, и вход Прапаны в Центральный Канал, который здесь назван Сушумна.

Тадаги-мудра

«Живот втяни, сделав его подобным пруду. Такова великая Тадаги-мудра, уничтожающая старость и смерть».

Мандуки-мудра

«Рот закрыв, двигай корнем языка, затем медленно сглотни нектар. Это зовется Мандуки- мудрой. Не появляются морщины, волосы не седеют и старость не приходит к тому, кто постоянно практикует Мандуки. Наслаждается он вечной юностью». .

Комментарий: Давайте все попробуем. Закрываем рот и двигаем корнем языка. «Затем медленно сглотни нектар…»

Вопрос: Как корень языка определить?

Виктория: Сначала нужно осознать где он… (Басим показывает)

Вопрос: Не совсем понятно, как нужно делать… Необходимо объяснить, как выполняется Мандуки — мудра. Двигать корнем языка… Это сложно объяснить. Есть корень языка, надо ощутить… если рот открыть, то не увидишь корень языка, с открытым ртом тяжело будет выполнять.

Вадим Запорожцев: Друзья, вы должны понимать, что здесь даются такие общие указания, что есть места сосредоточия работы. Мы, знаете, что давайте с вами сделаем, если будем проводить еще семинары по Мудрам и Бандхам, мы возьмем другие тексты, описанные в других школах , источниках, но по сути то же самое. Кстати, одно из очистительных упражнений также можете запомнить: если вам плохо, нездоровится, плохо себя чувствуете, берете 1-2 пальца и начинаете растирать корень языка. Как правило, там огромное количество слизи, налет. И вы тут же ощутите приток ясности в мозг. В отличие от того, когда вы поднимаете язык, предполагаются какие-то другие движения. Чистить корень языка до какого момента? Вы чистите и чувствуете, что у вас начинается позыв к рвоте, но до рвоты не доводить. Как только почувствовали, раз и остановились. Второй раз – опять позыв к рвоте и остановились и третий раз аналогично. Этого будет достаточно. Но, как вы понимаете, есть и другие способы заставить эту область внутри себя двигаться.

Шамбхави-мудра

«Пристальный взгляд (изнутри) в межбровье направив, созерцай Атман. Это Шамбхави-мудра. Усердно охраняют ее во всех Тантрах».

Комментарии: Здесь, конечно же, лучше с привязкой к глазам. Т.е., собираем глаза в один . Очень интересная вещь, когда вы смотрите в точку между бровей и концентрируетесь на этой точке, то, безусловно, вы привлекаете внимание к этой зоне. Вплоть до того, что со временем у вас может очень интересное явление наблюдаться: вам стоит только подумать об этой области, у вас будет впечатление, что что-то давит в эту область. Вы можете самой мыслью сосредоточиться и будете ощущать давление, как будто бы физический предмет вам давил. Точно также будете говорить «не, не хочу» и давление будет уходить. Это также очень интересная практика. Тот, кто умеет делать – продолжайте, это очень хорошо. Те, кто не умеют делать – постарайтесь научиться, допустим, перед сном (как правило, перед сном легче делать). Т.е., здесь другая зона, связанная с так называемой Аджна чакрой. Вы помните, что даже на физическом уровне устройство нашего мозга очень таинственно: есть гипоталамус, таламус, есть какие-то очень архаичные зоны, которые нам по эволюции достались еще Бог знает с каких времен и, как ни странно, медитацией на них достигается прямой эффект на внутренние части мозга.

Бхуджангини-мудра (дыхание кобры)

Примите асану для медитации и расслабьте все тело.

Попытайтесь пить воздух ртом и, глотая, направлять его в желудок. Делайте серии глотков, как будто вы пьете воду. Наполните желудок как можно больше, ненадолго задержите воздух внутри, а затем вытолкните его с помощью отрыжки.

Продолжительность: Для поддержания здоровья достаточно выполнять бхуджангини-мудру от трех до пяти раз за одно занятие. При специфических заболеваниях можно делать большее количество повторов.

Последовательность: Эта мудра может выполняться в любое время, но она особенно эффективна после очищения кишечника (шанкхапракшаланы).

Польза практики: Эта практика омолаживает стенки пищевода, а также железы, выделяющие пищеварительные соки; тонизирует желудок и помогает избавиться от нарушений в его работе. Задержка воздуха в желудке позволяет удерживать тело на поверхности воды сколь угодно долгое время.

Примечание: Эта мудра имитирует дыхание змеи.

Как это работает?

Мудра как практика пришла к нам из глубины тысячелетий, накопив мудрость множества поколений. Основой этой методики является древняя индийская медицина, представители которой рассматривают человека как часть Вселенной. Суть аюрведы (изначальное название методики) кроется во взаимодействии этих элементов, в их уравновешенном соотношении в организме человека.

Мудра-йога, впитавшая в себя эту философию, предполагает, что каждый палец руки управляется и способен управлять одним элементом.

⇒ Так, считается, что большой палец тесно связан с ветром. Он также отвечает за чакру, управляющую сексуальной энергетикой и чувственными удовольствиями. Покровителем этого пальца считается воинственный Марс, положительно ассоциированный с работой мозга и состоянием НС, печени.

⇒ Указательный палец отождествляют с огнем. Он отвечает за чакру, главной функцией которой является общение, взаимодействие с людьми, выражение своей воли. Мудры с участием этого пальца улучшают работу сердца и органов пищеварения, успокаивают, снимают стресс и устраняют нервные болезни.

⇒ Средний палец связан со стихией земли и планетой Сатурн, отвечающей за карму и судьбу. Более того, при его участии в организме трансформируется и распределяется энергия. Мудры, в которых задействован этот палец, улучшают состав крови, стимулируют работу мозга, устраняют тревогу и беспокойство. Их также рекомендуется выполнять аллергикам.

⇒ Безымянный палец связан с металлами и лобной чакрой, отвечающей за интеллект, память и волю. Управляет этим пальцем Солнце, которое олицетворяет центр личности и характеризует врождённый потенциал. Мудры с участием этого пальца восстанавливают печень, стимулируют работу эндокринной системы, избавляют от депрессии и апатии, нормализуют температуру тела. Они также способны активизировать работу иммунной системы.

⇒ И, наконец, самый маленький по размеру, но не по значимости – палец, мизинец, связан со стихией воды и сердечной чакрой. Эта чакра расположена в самом центре человеческого тела – именно здесь объединяются физическое и духовное, именно здесь зарождается любовь, сострадание и прощение. Этим пальцем также управляет Меркурий, который считается планетой умственной деятельности, интеллектуальной энергии и общения. Мудры с этим пальцем помогают бороться с неприятными мыслями и приводят в равновесие эмоциональное состояние.

Сочетание с асанами в йоге и мудрами

Ашвини не требует специальных условий, поэтому может быть включена в любую часть личной практики йоги. Под эту мудру не нужно подстраиваться.

Мудру часто выполняют при 9 асанах.

  1. Падмасана (поза лотоса) — на бедро заводятся обе стопы.
  2. Полулотос — на бедро заводится лишь одна стопа.
  3. Сиддхасана (поза звезды).
  4. Вирасана (поза героя).
  5. Пашчимоттанасана — растягивание спины.
  6. Випарита-карани.
  7. Сарвангасана.
  8. Баддха Конасана.
  9. Упавиштха Конасана.

Асаны для выполнения Ашвини-мудры

При выполнении Ашвини рекомендуется параллельно совершать Набхи-мудру. Она подразумевает лёгкое и скользящее прикосновение кончиком языка нёба сразу за зубами.

Ашвини-мудра служит подготовительным этапом к выполнению Мула Бандха — комплекса замковых упражнений по сокращению мускулатуры нижней части живота и промежности.

Асана Мула Бандха

При выполнении практики Ашвини в положении одной из перевёрнутых асан (Сарвангасана, Адхо Мукха Врикшасана) происходит генерация праны у основания позвоночника с последующим перемещением энергии по позвоночному столбу к голове.

Акаши-мудра (познание своего Я)

Примите любую медитативную асану. Выполните кхечари-мудру, удж-джайи-пранаяму и шамбхави-мудру. Одновременно слегка отклоните голову назад так, чтобы голова не касалась плеч. Медленно и глубоко вдохните.
Уджджайи-пранаяма в наклоненном положении может раздражать гортань (в начале практики), но со временем это пройдет.

Продолжительность: Удерживайте конечное положение как можно дольше. Если вы не можете оставаться в конечном положении длительное время, прервите уджджайи-пранаяму, кхечари – и шамбхави-мудры, отдохните некоторое время, а затем повторите еще раз.

Сосредоточение: На аджня-чакре.

Предостережение: Как и все мудры, эта практика должна осваиваться медленно и под руководством опытного инструктора.

Польза практики: При совершенном овладении этой мудрой ум погружается в состояние транса (не в западном, а в йоговском смысле этого слова). Практикующий достигает высшего (космического) сознания и познает свое Я.

Кроме этого практика акаши-мудры приносит ту же пользу, что и уджджайи-пранаяма, шамбхави – и кхечари-мудра.

Каки-мудра (клюв вороны)

Сатьянанда - Асана, пранаяма, мудра, бандха

Примите асану для медитации. Выпятите губы и придайте им форму узкой трубочки. Сфокусируйте глаза на кончике носа.

Глубоко и медленно вдохните через рот. Затем медленно выдохните через нос, сжав губы.

Повторяйте это упражнение как можно дольше.

Польза практики: Воздух, втягиваемый через рот, вступает в контакт со стенками рта и стимулирует выделение пищеварительных секреций, помогая, таким образом, предотвратить и устранить многие заболевания. Каки-мудра как и насикагра-дришти, охлаждает тело.

Примечание: При выполнении этой мудры губы вытягиваются так, что напоминают клюв вороны. Известно, что ворона живет долго и не болеет. Эта мудра дарит долголетие.

О подвздошно-поясничной мышце — душе нашего тела

Подвздошно-поясничная мышца — это спаренная мышца. Она состоит из двух мышц: подвздошной, выстилающей изнутри тазовые кости, и большой поясничной, которая начинается от нижнего грудного позвонка и, спускаясь вниз вдоль позвоночника, крепится к поясничным позвонкам. Ниже волокна этих двух мышц сливаются, проходят по передней поверхности тазобедренного сустава и крепятся изнутри к бедренной кости в районе ее малого вертела. Подвздошно-поясничная мышца имеет прямое отношение к подвижности тазобедренного сустава и его функциональности.

Основная функция подвздошно-поясничной мышцы — удерживать туловище в вертикальном положении, регулируя его положение в пространстве, поднимает бедро во время ходьбы. Это самый сильный сгибатель тазобедренных суставов. Кроме того, она подтягивает бедра к туловищу и вращает их наружу. Вместе с другими спинальными мышцами поддерживает поясничный отдел позвоночника.

ноги, таз и туловище. Причем она играет выдающуюся роль не только в опорно-двигательном аппарате. Неслучайно древнегреческие врачи называли ее утробой для почек — эта мышца фиксирует положение почек в нужном месте. Напряжение подвздошно-поясничной мышцы уменьшает пространство для внутренних органов в туловище, снижая эффективность их работы. Таким образом, здоровье, сила и эластичность подвздошно-поясничной важны для многих частей нашего организма.

А в йоге подвздошно-поясничную мышцу вообще называют «душой физического тела». И действительно, она имеет отношение не только к напряжению в пояснице, но и к душе. Вернее, находится на их стыке. Подвздошно-поясничная мышца — важный сгибатель, особенно чувствительный к эмоциональным состояниям человека.

Хроническое сокращение подвздошно-поясничной мышцы, вследствие длительного стресса или негармоничной физической нагрузки, ограничивает диапазон движения в тазобедренном суставе, приводит к хроническому напряжению в пояснице и коленях. Когда напряжение в подвздошно-поясничной мышце асимметрично, то есть одна сторона более сжата, чем другая, возникает соответствующий наклон таза и укорочение одной ноги относительно другой. А компенсирует эти перекосы верхний отдел позвоночника, шея, пытаясь удержать голову в вертикальном положении.

Ашвини Мудра - управление анальным сфинктером

Благодаря прикреплению к грудному и поясничным позвонкам, подвздошно-поясничная мышца воздействует на ряд других важных мышц, включая диафрагму, трапецию и квадратную мышцу поясницы, которые также прикрепляются к этим позвонкам. Через эти мышцы напряжение в пояснице может серьезно подорвать структурную целостность и физиологическое функционирование во всей верхней части туловища, а также в области таза и живота.

Если верхний сегмент подвздошно-поясничной мышцы чрезмерно плотный и сокращенный, поясничный отдел позвоночника входит в состояние гиперлордоза — избыточного прогиба, провоцируя формирования протрузий и грыж, а грудь сжимается, нижние ребра затягиваются вперед, от чего страдает объем и качество дыхания.

Если подвздошно-поясничная мышца здорова, вес тела несут кости, а ходьба начинается в солнечном сплетении, а не в коленных или тазобедренных суставах. А когда таз, позвоночник и ноги смещены, идеальная биомеханика нашего опорно-двигательного аппарата нарушается, подвздошно-поясничная мышца изо всех сил пытается стабилизировать таз и входит в состояние гипертонуса вместо того, чтобы легко и свободно выполнять свои функции мышцы-сгибателя.

Кстати, комфортность и безопасность занятий йогой тоже напрямую связана со здоровьем подвздошно-поясничной мышцы. Напряжение в пояснице создает многочисленные проблемы со стабильностью и отстройкой в асанах, сложности в интеграции таза и грудной клетки, неправильные паттерны дыхания, не говоря уже о травмах в нижней части спины.

Еще один нюанс для практики при напряжении в пояснице

Синдром подвздошно-поясничной мышцы могут вызвать совершенно, казалось бы, противоположные вещи. С одной стороны — сидячий образ жизни, с другой — регулярное поднятие тяжестей в силу профессиональной необходимости или спортивных увлечений.

Нужно осознать, что само по себе укрепление или расслабление подвздошно-поясничной мышцы не добавят ей здоровья. Ей необходимо и то, и другое, а пропорция укрепляющих упражнений и растяжек должна учитывать ваши индивидуальные особенности осанки и состояния опорно-двигательного аппарата.

Многократное понятие прямых ног лежа на полу или, наоборот, подъемы корпуса с закрепленными ногами, приседания, некорректно выполняемые позы йоги и силовые упражнения в тренажерном зале, особенно если вы их делаете механически, не учитывая особенности своей осанки, могут лишь укрепить подвздошно-поясничную мышцу в ее гипертонусе, усилить напряжение в пояснице и углубить перекосы в биомеханике тела.

Каким бы видом физической активности вы не занимались, обязательно включайте в свои тренировки растяжки и релаксационные техники. Если вы ведете сидячий образ жизни, уже только этим способствуя укорочению подвздошно-поясничной мышцы, регулярные упражнения для подвздошно-поясничной мышц — растяжки — вам тоже необходимы для поддержания здоровья.

Ниже приведены несколько простых растяжек и релаксационных упражнений из арсенала йоги, которые помогут расслабить подвздошно-поясничную мышцу, станут профилактикой проблем со здоровьем, которые мы обсудили выше. Заодно они снизят общий уровень стресса, а практика йоги будет с ними приятнее и полезнее.

Однако одной только релаксацией и растяжками синдром подвздошно-поясничной мышц не одолеть. Здесь нужен комплексный подход к коррекции осанки. Есть несколько видных невооруженным глазом показателей гипертонуса подвздошно-поясничной мышцы – выпяченный живот, свидетельствующий о слабости мышц пресса, выпирающие нижние ребра и пассивные ягодичные мышцы.

Во всех позах сидя с перекрещенными ногами держите тазобедренные суставы хоть немного, но выше коленных. В противном случае подвздошно-поясничная мышца вместе с подвздошной костью слишком усложняют работу по удержанию спины прямой, особенно поясницы.

Чтобы избежать излишней борьбы с самим собой и напряжения в пояснице, сядьте на свернутый плед, полотенце или подушку. Этого достаточно, чтобы вес бедренных костей слегка оттягивал их от костей таза. Такая позиция облегчит и упражнения в положении сидя, и тем более медитацию. Без напряжения в пояснице нервная система скорее войдет в состояние глубокой релаксации и одновременно бдительности, что и необходимо для достижения стабильности и гармонии тела, дыхания и ума))

Вариант выполнения на основе «Йога-Терапии» Свами Шивананды (в переводе А. Сидерского)

Начало такое же, т.е вы принимаете любую удобную медитативную позу. Теперь, вдохнув, и задержав дыхание, вы делаете ритмичные сокращения мышц ануса: мужчины делают четыре сокращения, а женщины — пять. Напряжение мышц чередуется с полным их расслаблением (насколько это возможно). Получаются эдакие «толчки» праны вверх, по сушумне (центральному энергетическому каналу в теле, идущему вдоль позвоночника).

Толчки выполняются на задержке дыхания на вдохе, после окончания серии (из 4-ч или 5-ти толчков), нужно выдохнуть, и расслабиться.

Критерием правильности выполнения является ощущение восходящего потока праны (это может ощущаться как волна «мурашек», пробегающая по телу снизу вверх (и обратно)).

Полезно при выполнении ашвини-мудры использовать набхи-мудру (касаться кончиком языка неба сразу за зубами — можно делать это слегка скользящим движением, чтобы усилить ощущение).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: