Практика випассаны или 10 дней наедине с собой

Maxim Kalyuzhnyi

Oct 22, 2020 · 14 min read

Условно-”европейская” диаспора в нашем потоке — среди участников аргентинец, южноафриканец и южноафриканка, украинец (это я:), француз, американка грузинского происхождения, голландка, немка, а еще были испанцы (их нет на фото)

Негативные эмоции — неотъемлемая часть жизни, но негативные эмоции по пустякам — отравляют её. Ещё хуже подавленные эмоции, которые загоняются в “подвалы” сознания и незримо оказывают влияние на наше поведение.

Столь модная нынче “осознанность” для меня — это про чувствительность к себе и самоконтроль без подавления эмоций, то есть про умение вовремя распознавать эмоцию и её источник, а затем корректировать своё поведение, не включая “автопилот”.

Буквально только что, со 2 по 13 октября, я проходил випассану. На мой взгляд, это очень полезный опыт как в своём основном смысле — для освоения техники контроля своего сознания, так и в побочном — для испытания своей силы воли и погружения себя в непривычную атмосферу аскетичной жизни.

Поэтому я хочу поделиться своими впечатлениями и инсайтами, чтобы максимальное количество людей узнали о таком инструменте и, возможно, решились бы на прохождение курса.

Что такое “випассана”?

Випассана — это техника медитации, суть которой в беспристрастном наблюдении за естественным дыханием и ощущениями в теле.

Другими словами, випассана учит “слышать” своё тело и при этом не поддаваться стихийным эмоциональным реакциям (например, желанию смахнуть муху, почесать нос или наорать на собеседника).

По легенде техника придумана самим Буддой, была широко распространена в древности, а потом постепенно забылась и лишь в Бирме тщательно передавалась монахами из поколение в поколение. В 70-80-х годах прошлого века технику популяризировал индус бирманского происхождения С.Н.Гоенка.

С.Н.Гоенка (1924–2013) страдал мигренями, от которых ему помогла излечиться постоянная практика медитации

Техника

Нужно подчеркнуть, что полностью овладеть техникой випассаны можно только при непосредственной передаче ее от учителя к ученику. Но на ознакомительном уровне техника выполнения практик второго этапа заключается в следующем.

Научиться наблюдению за своими физическими ощущениями можно тремя методами:

  • наблюдения за дыханием животом;
  • наблюдения воздушного потока на входе в тело;
  • самоощущения во время ходьбы.

Техника наблюдения дыхания животом легче осваивается женщинами. У мужчин эта техника вызывает некоторые затруднения, поскольку чаще всего они дышат грудью. Но дыхание животом – естественное, здоровое дыхание, и усилия, которые будут затрачены на освоение данной техники, будут оправданы. Техника заключается в наблюдении без никаких суждений своего дыхания: вдох – живот поднимается, выдох – живот опускается.

Одежда должна быть подобрана так, чтоб не стеснять движений.

Поза для выполнения данного упражнения может быть любой, в которой практикующий может находиться около часа. Очень нежелательно менять позу во время практики. Но если всё же это становится необходимым, то позу нужно поменять, никак не оценивая своих действий. Если приходят мысли, отвлекитесь на них, наблюдайте их, а когда они уйдут, продолжайте наблюдать за движением живота.

Вторая техника подобна первой. Безоценочно наблюдайте, как воздух входит в ноздри, проходит через горло и лёгкие, доходит до живота и возвращается обратно. Отмечайте все телесные ощущения: теплоту, силу скорость вдоха и выдоха, но не контролируйте своё дыхание. Пусть оно остаётся естественным.

Третью техника: самонаблюдение во время ходьбы. Лучше её осваивать после первых двух, так как она подразумевает наблюдение одновременно нескольких процессов, ощущения всего тела. Наблюдения воздушных потоков вокруг всего тела, наблюдение за движениями мышц ног, ощущениями ступни при подъеме и опускании ноги на каждом шаге могут даться нелегко.

Увеличивайте сферу своих наблюдений постепенно и получайте удовольствие от процесса.

Что имеется в виду, когда говорят “поехал на випассану”, “прошел випассану”?

Техника обучения на начальном уровне — это 10-дневный курс, во время которого студент хранит молчание (noble silence) и изолируется от внешнего мира (на входе сдаются все телефоны и гаджеты, а также блокноты, дневники, книги — нет возможности никак отвлечься от процесса обучения).

По всему миру существует множество центров (в том числе в России и Украине), где проходят курсы в течение всего года. На мой взгляд, интересно выбирать центр где-нибудь подальше и в незнакомой стране – после курса можно будет ещё недельку попутешествовать и заодно всё осмыслить.

Важно, что сам курс — бесплатный. Курсы финансируются за счёт пожертвований бывших учеников, а проводить их помогают волонтёры тоже из числа бывших учеников. Пожертвование можно оставить сразу после окончания курса, при этом размер пожертвования никак не регулируется — кто сколько может. Мне говорили, что средний “чек” около 200$, но, судя по наблюдениям, это сильно зависит от страны проведения.

Курсы випассаны

Сатья Гоенка считал, что випассана — методика, которая должна изучаться курсами по 10 дней, за этот срок человек сумеет:

Фото 5

  • как бы со стороны понаблюдать за собственным телом, его ощущениями;
  • постичь практику нравственности;
  • развить доброжелательность;
  • осуществить наблюдение за дыханием в области ноздрей и верхней губы.

Методика достижения просветления — это 10-дневный курс, на протяжении которого человек медитирует 10 часов в день.

По вечерам слушает лекции с целью узнать о випассане больше и найти ответы на возникающие вопросы. Этот курс называется ретрит. Преподавателем должен быть специально обученный и подготовленный человек, а сами курсы проводятся только в специализированных центрах випассаны.

На протяжении ретрита человек добровольно отказывается от связи с внешним миром: книги, мобильные телефоны, записи, прочие занятия и даже другие практики под запретом. Еще одно обязательное и, пожалуй, самое сложное условие випассаны — сохранение молчания на протяжении всех 10 дней. Человек не имеет права общаться ни с кем, даже с другими медитирующими, ни жестами, ни взглядами. Единственное исключение — вопросы преподавателю.

Также требуется воздержание от 5 действий, причиняющих вред духовному началу:

  • убийство (в том числе комара или муравья);
  • воровство;
  • сексуальные контакты (в том числе мастурбация);
  • употребление интоксикантов (алкоголь, табак, наркотические вещества);
  • ложь.

Последнее занятие должно заканчиваться освобождением самскары (бессознательных впечатлений), раскрытием энергичности и доброты, развитием щедрости и честности, пробуждением самоотречения и нравственности.

Из памяти стираются острые негативные эмоции и освобождается место для светлой и позитивной энергии. В некоторых случаях человек ограничивается тремя сеансами, а некоторым требуется до 60 дней практик. Несмотря на пугающую длительность медитации, она не оставляет человека без сил, энергии и эмоций. Духовные практики осуществляются не только в тишине и уединении дома, но и во время ходьбы и обычных дел.

Есть даже особое условие випассаны — чередование статичности и динамичности. Тем не менее 10% участников не выдерживают условий и не проходят курс до конца. Существует и ключевой признак достижения цели — испытание 16 осознаний, или «випассана-няна». Только после этого можно сделать вывод о правильности и эффективности медитации.

Конечно, в наше время вовсе не обязательно забрасывать работу и личную жизнь, чтобы с головой уйти в практику. Есть много способов заниматься медитацией, не отрываясь от привычных дел и не меняя образ жизни.

Какие у меня были ожидания и зачем я вообще туда поехал?

У меня часто возникает ощущение, что в суете дней я не успеваю думать о важных вещах.

Работа, встречи, разные проекты, дедлайны, это надо сделать, то успеть — постоянно чем-то занят, некогда остановиться и подумать. А когда ненадолго останавливаюсь, то возникает ощущение тревоги — ведь пока я думаю, остальные что-то делают и уходят вперед.

Поэтому, когда я впервые услышал про випассану, то сразу загорелся. Какая крутая штука, подумал я, 10 дней молчания и мыслей о «важном».

Изоляция от мира, никто не отвлекает, никуда не спешишь — достаточно времени для того, чтобы разобраться в себе, в своих мыслях, сомнениях.

Perfect match.

Итак, идея классная, но как выделить целых 10 дней, чтобы “помолчать”?

Чтобы собраться и наконец поехать, мне потребовалось более 1,5 лет, за которые я настолько надоел паре своих друзей, что на день рождения они зарегистрировали меня сами на один из летних курсов — в Канаду. Туда я так и не попал (не смог получить канадскую визу), поэтому, немного скорректировав планы, выбрал осенний курс на Шри-Ланке.

Реальность – 100 часов медитаций и практически полное отсутствие времени для размышлений

Про организационные особенности я расскажу чуть ниже, а сейчас про ощущения.

Сразу скажу, что это достаточно тяжело. Молчание — самая лёгкая часть процесса, потому что говорить не о чем и особо не хочется. В небольших перерывах между медитациями каждый пребывает в своих мыслях и пытается настроиться на очередную сессию.

Есть небольшой хак: можно разговаривать с учителем или волонтёрами. Но опять же рекомендуется общение сводить к минимуму и только в случае возникновения проблем или вопросов по технике. Иногда учитель “вызывает” к себе сам, чтобы повторить инструкции или просто поинтересоваться, как дела. В какой-то из таких разов он сказал, что я слишком много спорю и мне стоит пройти 2–3 курса випассаны, чтобы лучше усвоить правила медитирования. :)

Первые несколько дней мой распорядок дня можно было охарактеризовать как «Eat, sleep, meditate». Супер ранний подъём, длительные медитации, непривычный ещё пока режим – всё это вынуждало организм экономить силы. Поэтому я питался за двоих, а в отведённые для отдыха часы немедленно валился на кровать.

Смешной факт, что в каждом перерыве все ходят в туалет: частично из-за того, чтобы в середине медитации не оказаться в неприятной ситуации, а частично — просто чтобы как-то занять себя.

Вплоть до где-то 4-го дня у меня были смешанные ощущения: во-первых, в голове периодически возникали внутренние вопросы в духе “что происходит? зачем вообще я это делаю?”, а во-вторых, я не понимал практическую пользу упражнений для решения моих психологических проблем.

Вообще я ощущал себя эдаким Рэндлом Макмерфи из «Пролетая над кукушкиным гнездом», который попал в психбольницу и пытается сохранить любовь к жизни.

Вокруг действительно царила достаточно унылая атмосфера, в которой периодически хотелось либо громко рассмеяться, либо хотя бы просто кому-то подмигнуть и улыбнуться. Однако правила запрещают любой вид коммуникации между студентами, в том числе и зрительный контакт.

Кстати, ещё так вышло, что вместе с ценными вещами я сдал очки, а линзы надевать особо не было смысла (с открытыми глазами в течение дня проводишь в сумме часа 3), поэтому на время курса я ко всему прочему погрузился в близорукое «марево». Соответственно, я толком не видел эмоций других людей, и, возможно, они были не такими угрюмыми, как мне казалось. В этом были и свои плюсы, например, я также не видел всех жучков и паучков, которые встречались мне на пути и которых я моментально увидел на 10-ый день, когда-таки надел линзы.

Что касается моей основной цели — подумать “о важном” —то к ней долгое время не удавалось приступить. Во время медитации нужно концентрироваться на дыхании и ощущениях, соответственно, как только начинаешь “улетать” в свои мысли, нужно тут же себя ловить и возвращать обратно к телу или дыханию. Однако постепенно, вместе с освоением техники и привыканием к режиму, появляется способность мыслить как бы “на заднем фоне”. Это всё равно говорит о неполной концентрации, но так уж устроен мозг — ему кажется, что он уже всему научился и что теперь может делать два дела одновременно.

Самое тяжелое — это высидеть. Поначалу просто психологически — время тянется бесконечно долго, и совершенно непонятно, сколько вы уже сидите — полчаса? час? или всего лишь 15 минут? Со временем к этому привыкаешь и обучаешься определять время по внешним звукам или примерно оценивать длительность “внутренних действий” (например, “просканировать” тело с макушки до пальцев ног занимает 10–15 минут).

Но тут настигает второй момент — сидеть становится тяжело физически. Для меня это стало реальной неожиданностью, потому что первый день я “проскочил” без особых проблем, видимо, на энтузиазме и частично на свежести организма, а вот на второй день мне начали болеть колени и тазобедренные суставы. Особенно я стал переживать, когда в конце сессии, прежде чем встать, нужно было очень аккуратно разгибать и разминать ноги. Где-то в конце 3-го дня боль стала совсем нестерпимой, причём создавалось впечатление (конечно же, ложное), что такие проблемы только у меня, потому что остальные довольно бодро вставали и расходились после гонга.

В какой-то момент я даже подошел к учителю проконсультироваться, действительно ли стоит терпеть эту боль, потому что казалось, что она отвлекает от важных ощущений в других частях тела — невозможно концентрироваться, скажем, на слабом подрагивании правой щеки, когда левое колено буквально искрит. Ответ был уклончивый, но суть — что да, надо терпеть, именно через такие моменты развивается понимание конечности (временности) любых ощущений. И действительно, любая, даже самая сильная боль (или, например, зуд от пылинки) накатывает волнами — и если сфокусироваться на этой точке, со временем ощущение сходит на нет.

А ещё, начиная с 4-го дня, вводятся официальные “часы особого упорства” (hours of strong determination) — часовые сессии, на которых крайне желательно не двигаться. Для меня, в целом, с самого начала было делом принципа сидеть как можно дольше (повторюсь, особенно в первые дни випассана была больше испытанием силы воли, чем “копанием в себе”), но в эти часы я не позволял себе никаких поблажек —например, в один из дней на меня приземлились две мухи и “протанцевали” на различных частях тела добрых минут 20.

Медитация «Випассана». Сидение

Подберите комфортную позицию для себя. Вы должны будете пробыть в подобном положении около часа, поэтому учитывайте то, как вам будет легче. Любые движения не желательны при выполнении техники. Ваш позвоночник должен образовывать прямую линию, следите за осанкой. Глаза закройте. Вдохи-выдохи обычные, как и в повседневной жизни. Если вы ощущаете жуткое неудобство, можете немного поменять позу.

Сама по себе медитация «Випассана» не является техникой концентрации. Поэтому при возникновении каких-либо мыслей, отвлекитесь на них, а лишь затем продолжайте контролировать свое дыхание. Во время занятия следите как в районе пупка дыхание приводит в движение ваш живот.

Главное – наблюдайте за всем, что происходит. Не стоит связывать предметы или действия непосредственно с собой. Все существует отдельно от вас. А вы – лишь наблюдатель.

В чем суть техники

Вообще там есть большая предыстория про 3 «столпа», на которых базируется счастливая жизнь:

  • Sila (moral conduct, мораль)
  • Samadhi (concentration of mind, концентрация сознания)
  • Panna (wisdom, чистота ума)

«Силу» мы прокачивали через соблюдение 5 правил (precepts) в течение всего курса — типичные «не убий, не укради, сексом не занимайся» (в конце поста ссылка на эти обеты).

Медитации работают на развитие концентрации и остроты сознания («самати»). При достаточно высоком уровне концентрации оказывается, что всё наше тело, каждая его клеточка в каждый момент пульсирует, дрожит, зудит и вообще всяческим образом живёт. При этом утверждается, что именно ощущения в теле являются первопричиной эмоций и мыслей, а не наоборот.

Здесь достаточно тонкий момент, потому что я не силён в научном обосновании работы мозга, сознания и прочих вещей. Могу только основываться на собственном опыте — действительно каждой эмоции сопутствует ощущение в теле, причём иногда оно явно ощущается (если эмоция сильная), а иногда улавливается только при медитации. Зато потом, единожды прочувствовав ощущение, становится легче “поймать” его в обычной жизни и связать с эмоцией.

Основная причина, почему люди не ощущают счастья, заключается в недостаточном уровне «паньи» — чистоты ума. Все несчастья (misery) человека в том, что он либо чего-то сильно хочет (и страдает без этого), либо чего-то сильно не хочет (и страдает от этого). Конкретное “что-то” — это на самом деле даже не сама вещь или событие, а сопутствующее ощущение (например, пристрастие к алкоголю — ощущение эйфории при опьянении, любовь к дорогим вещам — ощущения комфорта и социального уважения, болезнь/травма — ощущение боли и неполноценности).

Корневая идея всей теории — любое событие в природе конечно (impermanent). Отсюда и любое ощущение в теле — конечно.

Настоящая мудрость и чистота сознания достигается, когда ни на какое из ощущений не следует реакции. Потому что зачем реагировать на то, что рано или поздно пройдёт?

Таким образом, нужно просто наблюдать за ощущениями в теле, не пытаясь никак на них повлиять. Panna (и заодно сила воли) прокачивается как раз многочасовыми сессиями наблюдения за собой, когда ноги затекают, колени взрываются, суставы вопят о пощаде, а ты продолжаешь сидеть неподвижно аки статуя Будды и просто фиксировать ощущения в теле.

Если чуть отойти от древнебуддистских терминов, то в процессе медитации (и, по-хорошему, в обычной жизни) должны соблюдаться два основных принципа:

Awareness (осознанность) — необходимо иметь достаточный уровень концентрации, чтобы осознавать все происходящие в теле ощущения (sensations). Важно понимать, что в любой момент времени в любой точке тела есть ощущения, просто мы обычно их не «слышим».

Equanimity (невозмутимость) — сбалансированное состояние сознания, в котором оно не пытается избавиться от неприятных ощущений и продлить приятные ощущения, а просто наблюдает за теми и другими. Где начинается желание (craving) или отторжение (aversion), начинается несчастье (misery).

Спрашивается, как в таких условиях вообще ставить цели и хотеть чего-то хотеть? Не знаю, внятного ответа я так и не получил. Все объяснения сводятся к тому, что в состоянии внутренней гармонии автоматически возникает желание “нанести пользу” как можно большему числу людей. Соответственно, это желание будет драйвить и давать энергию к достижению самых амбициозных целей, просто направленных на общее благо, а не на бесконечное “затыкание дыр” собственного несчастья.

Суть метода

Давайте рассмотрим, в чём же заключается секрет этой практики. Во времена Будды «пассана» означало смотреть и видеть обычным образом, а «випассана» — видеть вещи такими, как они есть на самом деле, а не представляются нам.

Прежде всего, курс обучения обязывает практикующего дать возможность его уму успокоиться. Для этого нужно дать обет в течение практики воздерживаться от поступков и высказываний, которые могут навредить как обучаемому, так и другим людям:

  • умерщвления живых существ,
  • воровства,
  • половых контактов,
  • обмана,
  • принятия субстанций, затуманивающих рассудок,
  • чувственных развлечений и ношения украшений,
  • приёма пищи после полудня,
  • сна на роскошной постели с мягкими подушками.

После окончания интенсивной практики достаточно придерживаться первых пяти правил, с изменением третьего на «незаконных половых контактов», что подразумевает, скажем, изнасилование или прелюбодеяние.

Вторым шагом является развитие умения концентрироваться на дыхании. Его в этой технике никак не нужно изменять: ни задерживать, ни делать более глубоким.

девушка в медитации

Всё, что нужно – это спокойно наблюдать за своим естественным дыханием. Концентрация на дыхании тоже хорошо успокаивает ум.

Первые два шага – жить, не преступая нравственной черты, и овладеть своим беспокойным умом – являются хорошей подготовкой к третьему, главному шагу этой методики.

Он заключается в развитии в себе осознанности путём самонаблюдения. Наблюдать нужно за:

  • своим телом
  • эмоциями и чувствами
  • умом
  • объектами ума

Нужно постоянно и отстранённо констатировать изменения происходящие в теле и уме, проникая всё глубже в собственную природу и очищаясь таким образом от умственных загрязнений.

Человек не может непосредственно очищать ум, однако древние мудрецы заметили одну особенность. Каждый раз при возникновении какого-либо негатива в уме, будь то гнев, зависть, ревность или какое-то другое отрицательное чувство, на физическом уровне проявляется соответствующая реакция.

силуэт человека

Учащается дыхание, поднимается давление, потеют руки, примеры можно приводить ещё и ещё. Следовательно, ум и материальное тело взаимосвязаны.

Не имея возможности наблюдать за гневом и подобными проявлениями в уме, человек при достаточно развитой осознанности может замечать и предупреждать их развитие по телесным проявлениям.

Техника випассаны предлагает замечательный срединный, как это принято в буддизме, путь выхода из такой ситуации. Например, нужно не впадать в ярость и не подавлять в себе ярость, что тоже рано или поздно будет иметь печальные последствия, а просто её наблюдать.

Ок, и какой результат?

К сожалению, после 10-дневного курса не становишься супер просветлённым сверхчеловеком и даже тяжело ответить на прямой вопрос — “Что изменилось?”. Более того, первые несколько дней после курса возникает жёсткое ощущение “отката”: медитации идут с трудом, сосредоточиться очень тяжело, в голове шум, хаос и расстройство.

По истечении нескольких дней могу сказать, что глобальных изменений у меня не случилось (возможно, потому что я уже достаточно давно медитирую, пусть и не в таких объёмах), зато произошло несколько точечных откровений.

Во время курса (в основном, в минуты перед сном) я размышлял над разными вопросами, которые меня волнуют. Я анализировал свои жизненные ситуации — в отношениях с друзьями, семьёй, девушками, с мимолётными людьми — и находил внутри себя отголоски чувств (обид, горечи и других), многие из которых хранились где-то в моём сознании по 5, а иногда и по 7–10 лет. Периодически всплывали давно затерянные воспоминания, и в эти моменты тело зачастую буквально вспыхивало фейерверком разных ощущений.

Наверное, два ключевых принципа, которые стали очевидны для меня:

  1. Прямота и простота в коммуникации — реально, столько сил уходит на все эти “лавирования”, а внутри всё равно копится негатив (грусть, скука, усталость, иногда злость). Особенно смешно мне было вспоминать различные переписки с девушками — в которых иногда чувствуешь себя как уворачивающийся от пуль Нео в “Матрице”. При этом “прямота” не значит “резкость”, а в моем понимании, скорее, “искренность” — чем быстрее выскажешь свои настоящие мысли/ощущения, тем быстрее вы с человеком либо сблизитесь, либо разойдетесь, что в любом случае будет на пользу обоим.
  2. “Развязывать узлы” — очень часто мы заканчиваем отношения/общение, при этом оставляя вагон недомолвок. По разным причинам: поссорились-обиделись, “молча” ушли, не смогли сформулировать. Каждая такая ситуация сидит где-то глубоко внутри и либо просто периодически отравляет жизнь (в моменты случайного воспоминания), либо еще и влияет на последующие отношения — обычно неосознанно. Поэтому как только находится такой “узелок” — лучше набраться смелости и проговорить его с человеком, потому что иначе мозг построит тысячу сценариев, ни один из которых, вероятно, не будет иметь ничего общего с реальностью

Ещё из интересного — в начале у меня во время медитации прямо дёргалась верхняя губа в такой типичной эмоции «отвращения». Поначалу очень удивило само наличие такой эмоции у меня, но потом понял, что всё закономерно: первые дни я, привычный к комфорту, именно так неосознанно морщился/кривился почти по любому житейскому поводу — общий душ, несносные мелкие насекомые и т.д.

Стоит отметить, что 10-дневным курсом всё не заканчивается. Continuity is the key to success.

После курса рекомендуется медитировать по 2 часа в день — 1 час утром и 1 час вечером. Для тех, кто ужаснулся, как это возможно вписать в своё расписание, Гоенка обещает, что качественная и регулярная медитация сокращает время необходимого сна минимум на 1 час. Таким образом, останется вытащить из своего обычного дня всего час, что уже гораздо проще. Мне пока тяжело прокомментировать, работает ли история со сном, но именно эта мысль меня поддерживает — за исключением пары пропущенных вечеров, я пока выдерживаю новый режим.

Кроме того, рекомендуется проходить подобный 10-дневный курс минимум раз в год. В нашем потоке было достаточно много людей, кто проходил 2-ой и 3-ий разы, а одна девочка проходила 7-ой курс (из которых 3 — в этом году). К слову, это была самая счастливая девочка в потоке.

Для особо страждущих есть также 20-ти-, 30-ти- и даже 45-тидневные курсы, но, на мой взгляд, это уже прямой путь в монахи.

Расписание

Расписание едино все дни, кроме небольших изменений в 4-ом дне, когда даются инструкции по технике випассаны, и последнего дня, когда идёт какой-то хаотичный набор активностей и “адаптация к выходу в мир”.

Фотка из интернета, но расписание везде одно и то же.

Никто не объяснял разницу между “Group meditation” и “Meditation” (оказывается, во втором случае можно уходить медитировать к себе в комнату или вообще отдыхать), поэтому для меня день делился на “половинки”: утренняя сессия (3 часа с перерывом) и послеобеденная сессия (4 часа с перерывами).

Двухчасовая медитация перед завтраком была тоже достаточно тяжелой, но у себя в голове я рассматривал её как разминку — после ночного сна было достаточно сил высидеть и дотерпеть до завтрака.

В 5 часов вечера, после окончания послеобеденной сессии, для меня день заканчивался — впереди оставался 1 час групповой медитации, занятное видео и совсем лёгкий отрезок с получасовой медитацией. Поэтому, дожив до вечернего чая, точно доживешь до следующего утра.

О чем стоит знать заранее

Типичная комната студента — ничего лишнего, а впрочем, ничего больше и не надо

  • Условия не спартанские, но действительно очень скромные — общий душ/туалет, в комнате кровать, вешалка, вентилятор и балдахин (это, вероятно, южная специфика)
  • Посуда выдаётся на всё время “проживания” — каждый раз после еды нужно будет мыть кружки/тарелки и относить их обратно на свой стол
  • Для медитаций в центре всё предусмотрено — у нас изначально у каждого был свой коврик и одна подушечка, дальше каждый мог брать по своему усмотрению всевозможные девайсы — вплоть до табуреточек и специальных приставных спинок. Впрочем, рекомендуется использовать минимальное количество всяких аксессуаров, потому что: Lesser the pain, lesser the benefits. Да и разница, на самом деле, небольшая: в минуты слабости я дважды пробовал медитировать, прислонившись к стеночке, — это оказалось так же сложно, просто затекают и болят немного другие мышцы.

Введение в технику випассаны

Техника обязывает практикующего соблюдать ряд строгих предписаний.

В течение 10-ти дней нельзя разговаривать и развлекаться

Строгий распорядок дня подразумевающий ежедневные 10-тичасовые медитации. Отказ от сексуальных удовольствий, от воровства и лжи. Человек, который ответственно соблюдает все эти предписания на протяжении 10-ти дней, на выходе становится более собранным, уравновешенным, способным трезво оценивать свое место в мире. Фокус его внимания концентрируется на настоящем моменте, а не распыляется по прошлым неудачам и будущим победам. Но самое главное осознание, которое он получает на выходе, что боль, которой он боялся всю жизнь и от которой бежал без оглядки, пытаясь ее компенсировать удовольствиями и развлечениями, на самом деле, не вечна и не так страшна, как кажется на первый взгляд.

Боль не может быть вечной

Практические советы

  • Неразрешимых проблем нет. Перед курсом будет письмо с инструкциями — если их выполнить и всё с собой взять, то проблем не возникнет, если их не выполнить — то service staff на месте почти всегда сможет помочь;
  • Берите побольше белья — стирать особо негде и не хочется, проще дождаться окончания курса и в следующем отеле заказать стирку;
  • Лучше взять с собой все бытовые вещи (шампунь, мыло и т.д.) — в нашем центре не было, например, туалетной бумаги (возможно, специфика шри-ланкийской культуры). Однако с бытовыми мелочами легко поможет как раз service staff;
  • Для медитации нужна суперудобная одежда — всем пофиг, как вы выглядите, а вам в ней сидеть по 10 часов в день;
  • В конце каждого дня есть общий просмотр видео с “разбором полётов” —часовая лекция на тему техники и её смысла с ответами на основные вопросы, возникающие у студентов. В любом случае рекомендую смотреть в оригинале (на английском) — наверное, половина эффекта курса заложена в харизме Гоенки :)
  • В вечернем видео первого дня Гоенка рассказал, что статистически самые тяжелые дни — это 2-ой и 6-ой. Для меня оказались 2-ой и 7-ой. Во 2-ой день становится тяжело и всё еще непонятна ценность процесса, а к 6–7-ому дню накапливается усталость, но до конца курса еще далеко.
  • Хорошо иметь общее представление о курсе, но не стоит узнавать подробно каждую деталь. Например, каждый день добавляется новый элемент техники, и эта новизна помогает сохранить интерес — за день устаёшь тренировать одно и то же, но вечером всегда ждёт новое задание.
  • В последний день можно будет разговариватьиспользуйте возможность по-максимуму, среди участников часто много путешественников, кто-то проходит не первый раз, кто-то может натолкнуть вас на интересные размышления — в общем, за последний день тоже рождается много инсайтов через обсуждение впечатлений.

Как я 10 дней молчала. Практика Випассаны

Я, конечно, как и большинство, наверное, подумывала о «побеге»… думала, что могла бы сейчас валяться на солнышке, купаться в море и ничего не делать… а я такая-сякая в свой отпуск занимаюсь какой-то фигней)) 10 дней мы еще к тому же и молчали… нельзя было даже смотреть на других и встречаться глазами… да и кормили — хотя вкусно, но мало… потом мне вообще не очень хотелось есть… у меня была апатия к еде, я сильно похудела, когда увидела свою фигуру по приезду в Москву в большом зеркале — ужаснулась))) вставали в 4 утра ложились в 22.00 ч.

Потом на 4 день начали делать саму Випассану — сканируешь все тело на предмет ощущений… и просто наблюдаешь… все сводится к тому, что какие бы ощущения ты ни испытывал, ты не должен реагировать, а просто наблюдать, и осознавать, что все непостоянно, и это проходит, хоть приятные, хоть нет… и не должен вызывать еще новое влечение (к приятным) и отвращение (к плохим)… должен относиться нейтрально… по вечерам шла беседа с учителем (это включалась запись, и там давалось объяснение того, что происходит с тобой за день и вообще по жизни) из всего мне нравился только этот час))) Слава Богу, там был перевод на русский язык.

До конца я отрицала эту технику в своих мыслях… и даже на 11 день, крайний, я все еще думала, что это бред… и что никогда меня сюда больше не затащишь, и что я сама в здравом уме не приеду… на 5 день меня очень заколбасило… я не хотела идти в зал, пришлось себя заставлять, 6 день был переломный… во время медитации у меня случился разговор с собой, когда я поняла некоторые вещи.

Кстати, и по дороге в Москву меня тоже накрыло… я плакала в самолете, я увидела изменения — я начала по-другому относиться к людям… я не знаю, как это объяснить… но, я думаю, и не надо)) с одной стороны, просто наблюдаешь свои ощущения (и, типа, происходит чистка негатива бессознательного ума), а с другой стороны, не понимаешь, как это все меняет, оказывается!!! Кто бы мог подумать!!!

Вывод: если вы все-таки будете сомневаться в поездке — едьте!!! Не думайте ни о чем, может, вам, конечно, она не подойдёт, но попробовать стоит, и я поняла, что нельзя вестись на свои мысли, ум — как обезьяна и не ведает, что творит, просто болтает без умолку))) и еще, возьмите с собой несколько подушечек, пару под попу и по одной под каждое колено, чтобы не так сильно болели, но если нет столько подушек, просто что-то мягкое))

Кстати, я перед отъездом покрасилась и не знаю, что случилось, у меня начала чесаться вся голова и просто нестерпимо иногда было, а представьте, надо же было сидеть неподвижно и наблюдать… короче, тяжко пришлось. Но через несколько дней это прошло)) Ну, вроде, все!

Еще одно вспомнила, там в одной из бесед была очень интересная мысль — вкратце, что мы когда влюбляемся, то это просто мы рисуем образ в своей голове, какой он. Но он не совпадает с реальностью. Это как художник, который нарисовал портрет красивой женщины и влюбился в нее, — это безумие… и я это поняла на своем примере.

Конечно, может, некоторые моменты вы не воспримете, это надо прожить на своем опыте… ну теперь все)))

Випассана. Личный опыт:

Пару слов напоследок

Классные штуки — это те, которыми хочется поделиться и к которым хочется приобщить друзей/знакомых/родных. В процессе курса у меня неоднократно возникали мысли о людях, кому был бы полезен курс и кого я хотел бы туда «затащить».

Но так не работает – человек должен сам прийти к пониманию, что ему это надо.

В частности, поэтому для меня было очень важно написать этот пост, хоть он и давался с трудом. Его основная задача – более-менее объективное изложение теории и фактов, а также субъективное описание своих ощущений в процессе.

Почему я рекомендую попробовать випассану?

Для тех, кто никогда не медитировал, — это точно будет «прекрасный новый мир» себя и своих ощущений. Столько внимания уделяется всему внешнему в мире, и обычно совсем мало — внутреннему. А это, как минимум, второй угол зрения на происходящие события — изнутри.

Для тех, кто медитировал от случая к случаю (например, через приложения типа Headspace, как я) – это будет структуризация и устаканивание обрывочных знаний в единую концепцию – что надо делать во время медитации, зачем и на что обращать внимание.

Для всех это также будет испытанием силы воли и наглядной демонстрацией пути от нулевой точки к цели через систематические маленькие шаги.

Be happy and may the dhamma be with you!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: