Использование звука в практиках Йоги. М. Федорович


Нада-йога

Мы живём в окружении звуков, но обычно под этим словом понимаем тот звук, который улавливаем ухом, так называемые «слышимые звуки». Также мы знаем, что есть звуки, которые не воспринимаются человеком, но их слышат животные. Это связано с частотой колебания звука. Однако мало кто знает о 4 видах звука, которые присутствуют в нашей жизни и о том, как эти звуки влияют на наше сознание, на наше развитие и что работа со звуком является настоящей духовной практикой, именуемой нада-йога.

Слово «нада» в переводе с санскрита означает «звук, цветение», поэтому направление нада-йога можно перевести, как расцвет сознания с помощью звука и состоит она в последовательном и непрерывном осознании звука.

Осознание состоит из 4-х стадий, которые соответствуют четырём степеням его тотального проявления:

  • Вайкхари — этот тон образован либо соударяющимися объектами, либо ударом по струне. Его ещё называют звуком нашего голоса, то есть он образуется, когда мы говорим. Это слышимый звук.
  • Мадхьяма — это тон между слышимым и не слышимым звуком. Этот звук очень тонкий и похож на шёпот, который мы почти не слышим. Звук наших мыслей относят к этому звуку.
  • Пашьянти — это звук, который не слышен, но виден. В переводе это слово означает «видимый, воображаемый». Это ещё звук наших желаний. Мы можем увидеть этот звук сквозь дремоту, он хранится в памяти нашего ума.
  • Пара — неслышимый звук или слышимое молчание. Это может показаться первоначально невозможным и абсурдным, однако этот звук образуется в результате не просто молчания, а внутреннего молчания, воспринимаемое, как возможность звука. Он проявляется в состоянии глубокой медитации, после которой следует состояние самадхи. У этого звука нет вибрации или бесконечно длинной волны. И он является трансцендентным или потусторонним.

В древних ведических текстах Упанишадах говорится о том, что есть Ом, а есть звук Ом, который является проявлением пара. Звук Ом не является тем звуком, который люди произносят, он проявляется в более тонкой форме, являющейся бесформенностью.

Это то, о чём говорится в Библии: «Сначала было слово, и слово было Богом, а Бог был словом». То есть звук явился семенем творения мира, исходящего от единого источника — Бога. Во время звучания Ом, приходит джйотир — внутренний свет и начинается творение мира.

Пара не может быть воспринята посредством чувственных органов, но при этом является чистейшим качеством нашего сознания.

Более подробно о звуках говорится в одном из четырёх разделов Вед — Сама-веде, в которой описываются правила пения с точки зрения науки и в соответствии с правилами нада-йоги.

Так, в нада-йоге говорится о том, что настроение и звук находятся в прямой зависимости друг от друга и потому каждому времени суток должна соответствовать определённая мелодия.

В нада-йога-садхане учатся воспринимать звуки, как «соматическое ощущение гармонии». Когда звук мы уже не слышим, но ощущение, которое возникает при его восприятии, может быть описано как звук колокольчика или флейты.

В процессе медитации нада-йогин следует за звуком в свой глубинный центр, концентрируясь на бинду-чакре, сушумне или анахата-чакре. Это зависит от того, какой ещё практикой занимается человек, каким образом он строит свои взаимоотношения с Богом.

Во время медитации практикующий начинает слышать в общем гуле различные звуки: щебетание птиц, звук колокольчика, шум моря, звук гитары и т.п. Звук необходимо выделить в более отчётливый. При этом будет слышно, как из этого звука следует другой звук, звучащий параллельно. Продолжая слушать первый звук, нада-йогин старается следовать за вторым. Постепенно первый звук стихнет, но появится третий и т.д. Практикуя это регулярно, йогин начинает слышать звуки более ясно.

В практике бхакти-йоги во время джапа-медитации акцент также идёт на звук, образуемый произнесением имён Бога. Постепенно развивая глубокое понимание воздействия мантры, человек начинает воспринимать его постепенно на уровне мадхья и пашьянти. Совершенствуясь в джапа-йоге, человек однажды переходит на уровень пара на самую глубокую форму сознания звука, хотя ему самому может казаться, что он произносит молитву слышимым тоном.

Особенно сильный эффект данная практика даёт, когда человек занимается ею рано утром или поздно вечером.

Таким образом, с помощью работы со звуком, его осознанием, можно общаться не только друг с другом, но и Творцом. Практикуя нада-йогу регулярно, человек сможет быстро достичь высоких результатов в своём духовном развитии, осознании себя и окружающего мира.

Играя, обрести сиддхи

Легенда возникновения нада йоги

Особенно нада-йога подойдет тем, кто по какой-либо причине развил у себя более острый слух, чем другие. Например, это могут быть музыканты, композиторы, любители музыки или слепые люди.

Ведийский мудрец Риши Яджнавалкья говорил, что умеющий играть на струнном инструменте «вине

», может легко управлять также и праной, направляя ее в (он проходит вдоль спинного мозга) и стать высшим йогом, обрести сверхъестественные силы. Это то, чему обучает нас практика Нады.

Здесь стоит упомянуть о биографии сиддха (высшего йогина) Винапы, имя которого и пошло от упомянутого выше древнеиндийского музыкального инструмента.

Винапа был принцем, очень любившем игру на вине. Ни учеба, ни государственные дела, ни наслаждения – ничто не интересовало его так, как музыка. Однажды его посетил странствующий йогин Буддхапа, который очень впечатлил принца.

Буддхапа спросил, не желает ли тот последовать пути Дхармы (определенные устои, пути благочестия). Принц выявил к этому больше желание, но сказал, что не может оставить свой инструмент. Если возможно медитировать, не оставляя игру, то он согласен. Учитель научил Винапа медитировать на звук его музыкального инструмента.

Практикуя это Винапа полностью очистил свой ум, устранил его двойственное представление, обрел просветление сиддхи и вошел в историю как великий святой.

Это наглядный пример того, как музыка – слышимый звук, открывает дверь в мир неслышимых, мысленных звуков. Мир самосветящегося беспредельного света – Нитья-Сваям-Джьоти.

Целью духовной музыки является достижение Пранавы.

Санскритский корень «Нада» переводится как «звук» или «вибрация». Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайя-йоги через растворение индивидуального сознания йогина в трансцендентальном состоянии изначального Ума (Брахмане). Считается, что Учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (богом Шивой) древним риши и сиддхам.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада.

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляли Нада-йогу, как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи. Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)

Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей, обладающих средними способностями.

Я даю практику Нада в анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал Священные Писания и не способен понять Истину

Общий принцип йоги выражается словами «прекращение активности ума» (читта-вритти-ниродха), поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов.

Когда мы выполняем Нада-йогу, мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания (звуком Анахата-нада). Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком вплоть до растворения.

Когда ум привязывается к звуку и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума.

Подобно тому как пчела, пьющая нектар, не заботится о запахе, так и мысль, поглощенная Нада, не заботится больше об удовольствиях. Нада обуздывает мысль подобно тому, как железная узда сдерживает бешеного слона, бродящего в саду наслаждений — среди объектов восприятия и чувств

Поток нашего сознания постоянно находится в активности, чистое зеркало нашего ума (Праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие непрерывным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в нечто реальное, наполненное отдельным бытием.

Каждая мысль является проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), т.е. определенное чувство себя и мира. Переживание бхаван затмевает свет и ясность врожденного, всегда присущего нам абсолютного Сознания (Атмана). Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим истинным «Я», а с двойственными мыслями и телом.

Однако начинающим не обойтись без остановки мыслей и практики концентрации. Обычно концентрация считается трудной практикой, требующей аскетизма и большой силы воли, однако концентрация на звуках Нада — это нечто привлекательное для нашего ума.

Огонь, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, умирает вместе со звуком. Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается антахкарана

Концентрируясь на внутренних звуках способом Нада-йоги, (пение мантр) мы открываем самые тонкие каналы в нашем энергетическом теле и входим в контакт с наиболее глубоким уровнем нашей внутренней реальности…

Садгуру Свами Вишну Дэв «ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА. Нада-янтра»

йога, медитация, философия

Простая медитация

Предложим простую практику, которая подобна типичной йогической концентрации на выбранном объекте:

  • садитесь в медитативную позу;
  • слушаете звуки;
  • выбираете конкретный звук;
  • выполняете концентрацию;
  • продолжаете слушать.

Суть заключается в том, что после успокоения ума нужно выбрать отдельный звук и отринуть все остальное, начать созерцать только его.

Обратите внимание! Верная и длительная концентрация на отдельном звуке, как правило, дает немного странные эффекты: небольшие слуховые галлюцинации, новые оттенки звукового ряда. Не следует пугаться таких эффектов, наблюдайте.

Для того чтобы было понятнее, нужно сказать, что такая практика похожа на созерцание точки или пламени свечи, когда остальная часть визуального восприятия просто отсекается и в итоге выбранный объект становится не только единственной частью визуального восприятия, но и вашего осознания. Больше (условно говоря) в этот период для вас ничего не существует. Звук прорабатывается похожим образом, полная концентрация и погружение.

Данная Политика конфиденциальности применима к данному сайту www.yogazvuka.ru. После просмотра данного сайта обязательно прочитайте текст, содержащий политику конфиденциальности используемого сайта. В случае несогласия с данной Политикой конфиденциальности прекратите использование данного сайта. Заполнив любую из форм и используя данный сайт, Вы тем самым выражаете согласие с условиями изложенной ниже Политики конфиденциальности. Сайт www.yogazvuka.ru охраняет конфиденциальность посетителей. Персональная информация Для того чтобы оказывать вам услуги, отвечать на вопросы, выполнять ваши пожелания и требования требуется такая информация, как ваше имя и номер телефона. Сайт может использовать указанную информацию для ответов на запросы, а также для связи с Вами по телефону с целью предоставления информации о предлагаемых услугах и рекламных кампаниях. При поступлении от вас обращения в виде отправки любой заполненной на сайте формы может потребоваться связаться с Вами для получения дополнительной информации, необходимой для вашего обслуживания и ответа на интересующие вопросы. Сайт www.yogazvuka.ru обязуется не передавать данную информацию третьим лицам без Вашего разрешения, за исключением информации, необходимой для выполнения вашего обслуживания. Со своей стороны, Вы предоставляете сайту право использовать любую сообщѐнную Вами информацию для выполнения указанных выше действий. Безопасность Передача персональных данных в любой форме (лично, по телефону или через Интернет) всегда связана с определенным риском, поскольку не существует абсолютно надежных (защищенных от злонамеренных посягательств) систем, однако сайт www.yogazvuka.ru принимает необходимые адекватные меры для минимизации риска и предотвращения несанкционированного доступа, несанкционированного использования и искажения Ваших персональных данных. Несовершеннолетние не принимает никакой информации от лиц моложе 18 лет без согласия их родителей или законных опекунов. Кроме того, лица моложе 18 лет не могут совершать каких-либо покупок или иных юридических действий на данном сайте www.yogazvuka.ru без согласия родителей или законных опекунов, если это не допускается законодательством Российской Федерации. Модерация сайта www.yogazvuka.ru имеет право изменять данную Политику конфиденциальности, изменять и корректировать условия доступа или запрещать доступ к сайту www.yogazvuka.ru, а также изменять его содержание в любое время без предварительного уведомления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: