Древние традиции индуизма. Бог Кама как символ любви и плотской страсти


Рассказ пойдет о том кто такой Кама бог любви в Индии. Древнее искусство интима женщин и мужчин описывается во всем разнообразии телодвижений и поз. Множество скульптур, говорят нам о том, что это и было ясным руководством для «неосведомленных в секреты любви».

Едва ли не в каждом индийском жилище есть домашний алтарь — это угол, где располагаются не большие фигурки богов. Возле этого уголка хозяева проделывают ритуальные манипуляции. А вот великое положение брахмана по-прежнему авторитетно. Ведь только им разрешается приносить жертву богам.

Три божества Кама, Данан, Сурья.

Когда порог дома переступает брахман, то это принято считать огромной удачей для семьи. Так же на важные семейные обряды, например свадьба, похороны, рождение детей приглашаются брахманы. Они считаются великими гостями. Главной работой брахманов принято считать обслуживание религиозных интересов людей.

Рождение бога

Бог Кама является плодом любви двух великих небожителей Индии. Так, его отцом был сам Вишну – бог, хранящий порядок и гармонию в мире. Что касается матери Камы, то ею стала Лакшми – небесная принцесса, олицетворяющая красоту, изобилие и богатство.

Учитывая такую родословную, неудивительно, что бог Кама стал одним из самых сильных аватаров в индуистской мифологии. С его величием могли сравниться лишь немногие божества, которые также были потомками высших небожителей Индии.

Древние традиции индуизма. Бог Кама как символ любви и плотской страсти

Примечания

  1. See, for instance, Dvedhavitakka Sutta
    (Majjhima Nikaya 19) (Thanissaro, 1997a).
  2. See, for instancmadhanga Sutta (Thanissaro, 1997b). For a version in Pali using Roman letters, see SLTP (n.d.), sutta 5.1.3.8.
  3. See, for instance, Khantipalo (1995). Typical of Pali Canon discourses, the Dhammika Sutta (Sutta Nipata 2.14) includes a more explicit correlate to this precept when the Buddha enjoins a follower to «observe celibacy or at least do not have sex with another’s wife » (Ireland, 1982).

Сущность Камы

Кама – бог любви в индуизме. Он олицетворяет все, что связано с этим чувством, а также несет в себе мудрость телесных утех. Возможно, для русского человека подобное мировоззрение покажется немного пошлым, но следует понимать, что для индусов секс – это одна из важнейших составляющих счастливого брака. Они издавна верили в то, что оба партнера должны делать все возможное, дабы удовлетворить телесные потребности друг друга.

Поэтому не стоит удивляться тому, что мифология приписывает Каме сексуальную образованность, которую он использовал для того, чтобы обучить своих последователей. Также к помощи бога взывали те, кто хотел поскорее обзавестись потомством. Ведь кто, как не он, способен помочь в этом деле.

В индуизме

Божественная, наполненная чувствами любовь Камы почитается в индуизме как движущая сила жизни. Он тождественен любовному влечению и проявляется в самом сильном виде в форме либидо. Его сила взаимосвязана с зарождением и сохранением Вселенной. По «Ригведе» первым чувством творца всего сущего было именно «желание». В давние времена особую популярность завоевали весенние празднования, посвященные Каме. Поддавшись веселью, горожане участвовали в насыщенных эротических играх, обрядах и песнопениях.

Кама – бог любви, вооруженный луком

Издавна бога Каму изображают как прекрасного юношу, вооруженного луком. Для многих исследователей этот факт кажется очень странным, так как наталкивает на мысль о его сходстве с греческим Купидоном. Правда, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что одна из культур переняла у другой образ бога любви.

Древние традиции индуизма. Бог Кама как символ любви и плотской страсти

К тому же есть ряд особенностей, которые присущи только индуистскому небожителю. Так, бог Кама вооружен луком, состоящим из сахарного тростника. При этом роль тетивы исполняют медоносные пчелы, символизируя этим сладость любви. Помимо лука, бог Кама держал в руке развевающееся знамя. На нем изображена макара – животное-химера, обладающее чертами крокодила и дельфина.

Также, согласно мифам, в колчане бога всегда находится пять стрел, наконечниками которых служат соцветия различных цветов. Например, цветок дерева ашоки зарождал любовь, а манго пробуждал жгучую страсть. Таким вот необычным способом индуисты попытались объяснить то, что у каждого человека любовные переживания проявляются по-разному.

Представления о Каме как олицетворении желания

«За спиной его висит лук, Сахарный тростник, облепленный пчёлами, — Которые рождаются, когда распускаются по весне цветов бутоны. Его стрелы суть символ его разнообразной силы Каждая стрела — цветка особого обличье».

Из поэмы Летиции Элизабет Лондон «Манмад Ин. Индийский купидон, плывущий по Гангу»11.

Желание — это первое, что возникло в первичном зародыше разума и явило собой связь сущего и не-сущего, то есть породило импульс к проявленному бытию. В «Атхарваведе» упомянуто, что Кама — первое проявление в мире, никто не уподобится ему: ни боги, ни люди. Нет желания — нет действия, нет жизни, поскольку отсутствует стимул к движению.

Без желаний человек превращается в живого мертвеца. Однако важно понимать, какова природа желаний. Они либо ведут по Пути эволюции (желания развития, духовного роста, самосовершенствования), либо ведут к деградации (направленные на удовлетворение эгоистичных потребностей, исходящих от ложного самоотождествления).

«Тот, кого совершенно не волнуют стремления к удовольствиям, называется совершенно просветлённым. Такое совершенное просветление возникает при полном отказе от погони за удовольствиями. Находящийся в осознании не ощущает стремлений вообще. Желание удовольствий возникает только при отклонении от Сознания».

«Йога-Васиштха», глава 6 ‘Об освобождении’.

Рассмотрим, как в различных источниках и древних писаниях трактуется понятие Камы-желания.

Во-первых, Камой обозначается одна из четырёх целей человеческого общества (Пурушартха): Артха (процветание), Дхарма (добродетель), Кама (любовь и желание), Мокша (освобождение). Кама является как раз таким стремлением.

Во-вторых, форма Камы троична и состоит из Тамаса, Раджаса и Саттвы. Тамас представляет собой желание, основанное на привязанностях. В основе Раджаса лежит желание с целью получения удовольствия. А Саттва — желание простой чистой природы.

Также Кама рассматривается как страстное влечение к чему-либо. Существует три вида страстей12:

  1. Дхармакама (dharmakāma) — страсть к добродетели;
  2. Артхакама (arthakāma) — страсть к богатству;
  3. Мокшакама (mokṣakāma) — страсть к Освобождению.

В буддизме13 Кама представляет собой чувственность, как субъективную, так и объективную. Субъективная включает в себя следующие проявления: кама-чханда (чувственное желание), кама-рага (чувственная привязанность), кама-танха (чувственное влечение), кама-витакка (чувственная мысль). Объективная представляет собой кама-гуну (включающую в себя пять нитей чувственности, пробуждающих влечение к объектам материального мира, которые человек воспринимает посредством органов чувств).

Также в буддизме описываются три типа желания: Кама-танха — желание что-то обрести помимо того, что есть, или восполнить недостающее; Бхава-танха — желание кем-то стать, когда есть ощущение себя чем-то обделённым; Вибхава-танха — желание, порождённое разочарованием, когда мы стремимся избавиться от чего-то ненужного, лишнего. Все они должны быть отпущены через признание своих желаний вне отождествления с ними и видеть, что все эти желания обусловлены нашим умом и потому непостоянны. Поэтому желание не является частью нас, оно исходит из обусловленного самоотождествления, которое связано с нашей самостью, личностью данного воплощения.

Ездовое животное бога Камы

Особое внимание хочется уделить ездовому питомцу бога или, как его еще называют, вахану. У Камы таким зверем был огромный попугай, чей рост был немногим меньше самого всадника. Однако более важно то, что птицу всегда изображали с красным клювом и зеленым оперением, ведь на то были веские причины.

Так, красный клюв был символом ярких эмоций, страстной любви и решимости. Зеленые перья, напротив, говорили о спокойствии, гармонии и достатке. Вместе эти два цвета олицетворяли счастливый брак, построенный на неподдельных чувствах и сулящий семейное благополучие.

Древние традиции индуизма. Бог Кама как символ любви и плотской страсти

Литература

  • Ireland, John D. (trans.) (1983). [www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/snp/snp.2.14.irel.html Dhammika Sutta: Dhammika (excerpt)
    ] (Sutta Nipata 2.14).
  • Khantipalo, Bhikkhu (1982, 1995). [www.accesstoinsight.org/lib/authors/khantipalo/wheel206.html Lay Buddhist Practice: The Shrine Room, Uposatha Day, Rains Residence
    ] (The Wheel No. 206/207). Kandy: Buddhist Publication Society.
  • Sri Lanka Buddha Jayanti Tipitaka Series (n.d.) (SLTP). [mettanet.org/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara3/5-pancakanipata/003-pancangikavaggo-p.html Pañcaṅgikavaggo IAST
    ] (Anguttara Nikaya 5.1.3.8, in Pali).
  • Thanissaro Bhikkhu (trans.) (1997a). [www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html Dvedhavitakka Sutta: Two Sorts of Thinking
    ] (Majjhima Nikaya 19).
  • Thanissaro Bhikkhu (trans.) (1997b). [www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.028.than.html Samadhanga Sutta: The Factors of Concentration
    ] (Anguttara Nikaya 5.28).

Родственные связи

Согласно общепринятому мнению, бог Кама был женат на богине любовной страсти Рати. Именно она сопровождала мужа на протяжении всей его небесной жизни. Однако есть несколько мифов о том, что второй супругой Камы была богиня чистой любви Прити. В целом в этом нет ничего необычного, так как для индусов многоженство — это вполне обычная практика.

Куда сложнее разобраться в потомственной линии этого божества. Так, он имел дочь Тришну, которая олицетворяла духовную жажду или страсть к жизни. Помимо этого, некоторые источники сообщают о том, что у Камы был то ли сын, то ли младший брат по имени Кродха (бог, зарождающий гнев в сердцах людей).

Семья

Южно-индийские традиции представляют Каму с двумя женами: Рати (удовольствием) и Прити (привязанностью). Есть у него также младший брат Кродха (гнев), дочка Триша (страсть), сын Анируддха (беспрепятственность). Одним из лучших друзей божества считается Васанта (весна). По пятам за Камой постоянно следует демон Мара (искуситель), в образе которого прослеживаются отголоски европейской мифологии и буддизма. Кама-дева всегда находится в окружении певцов, музыкантов и танцовщиц (гандхарвы, апсары).

Перерождение бога Камы

Сила стрел Камы действовала как на людей, так и на небожителей. И вот однажды к нему пришла богиня Парвати, с просьбой влюбить в нее Шиву. Тот был ее самой сильной страстью, но при этом он не отвечал взаимностью, так как на протяжении многих веков отдавал всего себя только йогическим практикам.

Недолго думая, Кама согласился помочь Парвати. Он подкрался к медитирующему богу и поразил его сердце стрелой. В тот же момент Шива полюбил прекрасную деву, но, разгневанный дерзким поведением Камы, испепелил того одним лишь взглядом. Увидев случившиеся, Парвати пришла в ужас, так как именно она была виновницей происходящего.

Древние традиции индуизма. Бог Кама как символ любви и плотской страсти

Поэтому она упала на колени и начала слезно просить воскресить бога любви. К ее мольбе присоединилась и Рати, которая прибежала сюда, услышав о большом горе. Гнев Шивы быстро сменился жалостью к девушкам, и он вернул жизнь убитому Каме.

Легенда о сожжении бога Камы Шивой — аллегория «сжигания страстей»

«Воистину, о Бог, ты своей могущественной силой подчинил себе могущественного Мадану».

«Сканда-пурана», глава 21.

В пуранах описывается миф о сожжении бога любви Камы Махадэвом. В частности, эта история повествуется в «Матсья-пуране», «Сканда-пуране», «Шива-пуране» и других источниках. Суть этого мифа лежит на поверхности — покорение страстей, от которых остаётся лишь горстка пепла… Легенда гласит о том, как Индра и другие дэвы хотели избавиться от Таракасура, но тот, благодаря полученному благословению, мог пасть только от рук сына Шивы. Брахма даёт совет Парвати совершить пуджу с её супругом Шивой, благодаря которой они будут благословлены рождением «защитника небес». По другой версии, Брихаспати советует Индре попросить помочь бога любви Каму, ради блага дэвов, соединить Шиву и Парвати:

«Никто другой не будет компетентен для этого во всех трёх мирах. Покаяние многих подвижников было нарушено им. Поэтому Мару (бога любви) следует просить (в этом вопросе) немедленно»

«Сканда-пурана», часть 8, т. 36–37.

Однако Шива пребывал в медитации, и Кама проник в обитель Шивы с лёгким весенним ветерком, создав безвременный весенний сезон в прекрасном божественном лесу, и пустил в Шиву одну из своих цветочных стрел, пробуждающих чувства. По ещё одной версии, Кама входит в ум Шивы и вызывает желание. За что Шива испепеляет Каму, открыв свой третий глаз. Пылающий огонь, наводящий ужас на все миры, исходит из глаза Шивы и сжигает Каму, тогда от него остаётся лишь горсть пепла. Однако вскоре, по просьбе Парвати (в других версиях легенды: по просьбе Рати или дэвов), Шива возвращает Каму к жизни, но в беЗтелесной форме.

Благодаря этой «жертве» бога Камы, на свет появился сын Шивы и Парвати Картикея, который победил Таракасура и освободил небеса от этой напасти. Согласно версии, изложенной в «Матсья-пуране», Кама после произошедшего перерождается как Прадьюмна — сын Кришны, явленного как один из аспектов Васудевы. В «Лалита-Махатмья»9 целая глава посвящена истории перерождения Маданы (бога Камы), который вновь обрёл тело благодаря милости Парвати:

«У него было улыбающееся лицо, похожее на лотос. Он был ещё красивее, чем в своём прежнем теле. Он сиял радостью. У него были всевозможные украшения. Цветы были его луком и стрелами. Своим кротким взглядом он радовал Рати, свою жену, как и в предыдущем рождении. Нежная Рати оказалась погружённой в Великий океан блаженства. Увидев мужа, она ликовала от радости».

Находясь на уровне эмоционального плана бытия, отождествляясь со своими чувствами и эмоциями, мы не можем управлять ими, ибо они подчиняются только менталу (но даже не уму, который может только подавлять эмоции и желания, а высшему менталу), то есть, только находясь на уровне чистой осознанности это станет возможным. Легенда о сжигании Камы (страстей) Шивой (сознанием) — это и есть аллегория, которая раскрывает нам силу сознания, способную разрушить влияние желаний ещё до того, как они проникают в наш ум.

Пока мы не научились подчинять их своей воле, они управляют нами. Именно умеющий подчинять свои эмоции может гордо именоваться человеком, поскольку он не находится во власти слепых эмоций, а уже способен управлять ими. Человек более не жертва постоянно волнующих ум желаний, а сам осознанно выбирает в своей жизни те устремления, которые ему необходимы на Пути.

Обряды и традиции

В старой Индии существовало множество храмов, посвященных богу любви. При этом они выполняли не только духовную, но и просветительскую роль. Так, неопытных юношей и девушек здесь обучали премудростям любви, дабы те могли использовать их в семейной жизни.

Также благословения Камы просили при свадебных обрядах и во время зачатия ребенка. Из-за этого появилось множество обрядов и молитв, способных привлечь внимание божества. Некоторые из них до сих пор используются в быте индусов, тем самым прославляя деяния бога Камы.

Источник: fb.ru

«Кама-Сутра»и «Харе Кришна» на карте России

Свидетельств о Ведическом (Арийском) прошлом всех народов нашей Империи. И тюрки, и фарси, иранцы, и русичи, болгары, осетины, ингуши, марийцы, ненцы, десятки других коренных народов нашей страны, помнили, передавали из поколения в поколение, находили в летописях и в раскопках старинных поселений свидетельства тому, что они — прямые потомки ариев. Даже в Двапара-югу, непосредственно предшествовавшую нынешней эпохе деградации, люди имели тонкое зрение и реально видели Богов, прилетавших на Своих воздушных кораблях виманах. на Землю, в том числе, на территорию нашей Родины. Люди общались с ними. Все Боги являли здесь Свои игры и каждый имел на Земле Свою обитель, или даже множество территорий, где действие Его энергий проявлялось в наибольшей мере. И снова обратим внимание на причинно-следственные связи — не конкретные Земные условия в той, или иной точке привлекали туда соответствующего Бога, а Его появление там и Его служение породило особенности этих условий. И в топонимике (т.е. в географических названиях) картина происходивших здесь событий отражена не менее полно, чем в «Махабхарате» и в «Шримад Бхагаватам». Разумеется, если указать не на отдельные названия рек, городов, гор, а развернуть перед человеком карту, сплошь усеянную этими Именами. Кроме того, в географических названиях многоплемённой Империи отражена неисчерпаемая глубина единых философских Знаний наших предков. И тот, кто сумел уже понять хотя бы те основы Арийской философии, которые мы дали в этой книге, получит неописуемый экстаз радости прозрения и встречи с великим прошлым нашей многоплемённой Арийской Империи просто путешествуя по карте с санскритским словарём в руках. Арья — буквально так до сегодня называются два города: в Нижегородской и в Екатеринбургской области. Омск — Сибирский город на реке Омь — это трансцендентная мантра «Ом». Город Ома и река Ома есть в Архангельской области. Чита — город в Забайкалье. Точный перевод с санскрита — «постигать, понимать, наблюдать, знать». Отсюда и русское слово «читать». Ачит — город в Свердловской области. Переводится с санскрита — «невежество, глупость». Мокша — такое имя носят две реки, в Мордовии и в Рязанской области. Ведический термин «мокша», в переводе с санскрита — «освобождение, уход в Мир Духовный».

Этимология имени[править | править код]

Имя Кама-дева может быть переведено как «Бог любви». Дева означает «небесный» или «божественный», а Кама означает «желание» или «влечение». Имя впервые упомянуто в Риг-веде (9, 113.11)[5].

Кама также упоминается как имя Вишну в Вишну-пуране и Шримад-Бхагаватам (5.18.15). Оно является одним из имен Кришны и Шивы. Имя Кама также используют для обозначения бога Агни в Атхарва-веде (6.36.3).

Шримад Бхагаватам, Книга 5, Глава 18, Tекст 15:

Обитатели Кетумалы под водительством патриарха Самватсары и его сыновья, боги дня, поклоняются Всевышнему в Его облике Кама-девы, Бога любви, отрады Богини удачи Лакшми. В конце каждого года ночные богини, что приходятся патриарху Самватсаре родными дочерьми, при виде ослепительного сияния огненного колеса приходят в крайнее возбуждение, отчего прежде срока разрешаются от бремени.

— Шримад Бхагаватам

У Камы есть также другие имена: Мадана (Madana

) или опьяняющий любовью; Манматха (
Manmatha
) или волнующий ум; Мара (
Mara
) или ранящий; Прадьюмна (
Pradyumna
) или всепокоряющий; Ананга (
Ananga
) или бестелесный[2]. Последнее имя связано с историей о его попытке соблазнить Шиву.

Примечания[править | править код]

  1. Sanford A.
    Shifting the Center: Yakṣas on the Margins of Contemporary Practice // Journal of the American Academy of Religion (англ.)русск.. — 2005. — Т. 73, № 1. — С. 89—110.
  2. 12345
    Вигасин, Дубянский, 1996.
  3. Benton C.
    God of desire: tales of Kamadeva in Sanskrit story literature. — N.Y: State University of New York Press, 2006. — С. 236.
  4. 123
    Ramanuja, 2013.
  5. Monier-Williams M., Leumann E., Cappeller C.
    A Sanskrit-English Dictionary: Etymologically and Philologically Arranged with Special Reference to Cognate Indo-European Languages. — Motilal Banarsidass Publications, 2002.
  6. 12Klostermaier K.
    A Concise Encyclopedia of Hinduism. — Oxford: Oneworld Publications (англ.)русск., 1998, 2003. — С. 94.
  7. Дубянский, 1996.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: