Мир Дэвов, или трудно ли быть Богом в мире буддизма?

На вопрос о том, есть ли бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.

представление о Боге в буддизме

Понятие бога и божеств в буддизме

Буддизм не говорит о боге-творце, как это происходит во многих теистических религиях, ведь с точки зрения учения Вселенная не имеет начала и конца, а значит – не была создана никем. Однако во многих школах буддизма, в особенности в Ваджраяне, существует целый пантеон божеств. Они встречаются также в махаяне, хинаяне, тибетском буддизме, дзен, тантрических практиках.

тханка

При этом подобные божества скорее приближены к людям, чем к Богу в привычном понимании – они, подобно нам, подвержены желаниям, страстям, знают, что такое карма, и пытаются вырваться из череды перерождений. Даже Будда Шакьямуни считается обыкновенным человеком, который, по сравнению со многими, смог достичь Просветления, и принес человечеству свое учение.

Будда – не Бог и творец, он Великий Учитель.

Подобные божественные существа могут называться по-разному: дэвы, идамы или йидамы, бодхисаттвы, иштадеваты. Отличие, к примеру, дэвов от людей состоит в том, что они живут в мирах, более высших, чем наш, но они также постоянно перерождаются в колесе сансары. Также боги могут воплощать свои желания, перемещаться в пространстве или следить за всем миром одновременно.

В каждом направлении буддийской мысли имеется свое количество божественных существ. Некоторые выделяют всего пятнадцать из них, другие – восемь, в то время как в тибетском буддизме насчитывается по меньшей мере три тысячи разных существ с уникальным наименованием каждого из них.

Эти существа могут представать в разных ипостасях: выражать радость, умиротворение или быть гневными, изображаться крохотными или гигантскими, в обычном виде или со множеством рук, голов, глаз.

Они могут быть одиночными или в сочетании яб-юм – то есть с супругом, которое отражает единство двух начал. У каждого есть характерная одежда, поза, положение рук, украшения и атрибуты, причем они имеют огромный символизм и указывают на силу и способности конкретного просветленного существа.

бодхисаттва

Различных существ в буддийском учении великое множество, и привести здесь их исчерпывающий список не представляется возможным. Более того, не существует даже общепринятой классификации. Однако мы постараемся рассказать о самых основных божественных существах и их группах.

Примечания

  1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. ISBN 978-5-02-036317-5
    «Божества включены в число анусмрити (представлений, о которых регулярно должен вспоминать верующий). В „Ангуттара-никае“ прямо говорится, что, сосредоточив на них свою мысль, человек достигает очищения… В канонических текстах сохранились отрывки, указывающие на признание ведийских божеств и подчеркивающие необходимость поклонения им. Так, рассказывая о положении племени ваджей, Будда отмечал, что их процветание и могущество зависят от выполнения семи условий, в том числе от почитания культовых мест и приношений даров божествам»

Восемь разрядов в тибетском буддизме

Все многообразие божественных существ в тибетском буддизме можно разделить на восемь рангов:

  • Будды

Иными словами, Просветленные, Пробудившиеся. К их числу относятся те, кто пришел в этот мир спасти людей, проповедуя учение. Будда Шакьямуни – среди них, но он был пятым. Следующим будет Майтрейя – за это его в миру называют буддой будущего.

Также сюда относят Цзонкабу, Нагарджуну и Атишу. Недаром их называют тремя светилами и часто изображают вместе.

Нагарджуна

  • Йидамы

Йидамы – это божества-хранители. К ним относят Ади-будду, то есть первоначального просветленного, который в тибетской традиции носит имя Ваджрадхары, а также пять дхьяни будд, то есть будд мудрости или созерцания.

  • Будды в человеческом облике

Сюда можно отнести тех Пробужденных, которые уже побывали в нашем мире и помогли ему. Всего их четверо: Кракуччандра, Канакамуни, Кашьяпа и Сиддхартха Гаутама, он же Шакьямуни.

  • Бодхисаттвы

Бодхисаттвы – это люди, достигшие просветления, но отказавшиеся от нирваны в пользу спасения других существ. Согласно буддистской философии, любой человек когда-нибудь может стать им, если будет соблюдать правила и духовные ценности, пусть даже через несколько жизней.

Самым главным бодхисаттвой можно назвать Шакьямуни. Кроме него, есть Манджушри, Ваджрапани, Майтрейя, Авалокитешвара. Но бодхисаттвами могут быть не только мужчины, но и женщины. Наиболее известна среди остальных Тара, а также супруги бодхисаттв, выступающие с ними в союзе яб-юм, например Сарасвати или Парамита.

  • Будды-женщины

Женские воплощения божеств выделяются в отдельную группу и называются дакинями, что значит «летающие по воздуху». Они имеют силу распоряжаться злыми духами и помогать тем, кто их об этом просит. При этом дакини воплощаются как в красивых дев, так и в старых уродин, имеют лицо как человека, так и животных.

Дакиня

  • Дхармапалы, или докшиты

Дхармапалами называют грозных защитников учения. Они наводят на демонов ужас, сопровождаются огнем и дымом, именно у них обычно много голов и рук, а обнаженные туловища прикрыты лишь мехами или изображены с гривой льва.

  • Боги местности

Их также называют юллха. Эти божества достались «в наследство» от шаманизма и древней религии Тибета бон. Сюда относятся существа, покровительствующие временам года, хорошему урожаю, гармонии в семье, животноводству.

бон

  • Хозяева земли

Они отчасти связаны с предыдущими представителями и оберегают отдельные леса, холмы, реки, горы, города, села, камни, деревья, ручьи – список можно продолжать долго. Сюда относятся, к примеру, змееподобные наги, или их противник Гаруда.

Курукулла

Курукулла — буддийская богиня любви. Она считается одним из воплощений Красной Тары, одной из главных бодхисаттв этой религии.

Считается, что Курукулла покровительствует любви, магии, чародейству и целительству (ее аналоги в других религиях — это Рати в индуизме, также у нее много общих черт с Кали).

Ее основной атрибут — стрела и натянутый лук, выполненные из цветов. В традиционной иконографии тело богини изображают красным цветом, она носит корону, составленную из человеческих черепов, а волосы всегда распростерты вверх. Вокруг талии накинута тигриная шкура, а с плеч спускается гирлянда из отрубленных людских голов. Курукулла четырехрукая.

В буддизме описывают четыре ее активности. Белая — способна умиротворять, успокаивать и исцелять. Желтая — содействует увеличению богатства, изобилию, процветанию и мудрости. Красная — способна подчинять людей своей власти, околдовывать и очаровывать их. Черная — препятствует духовному пути, разрушает зло, способствует гневным проявлениям.

В некоторых районах, где распространен буддизм, Курукуллу считают главной покровительницей секса и любви. Это и выделяет на фоне других так называемых существ (в статье есть лишь некоторые их имена и фото) Буддийскую богиню. Такой статус роднит ее еще и с греческой Афродитой. В этом случае изображения с покровительницей любви носят достаточно откровенный характер — ее рисуют обнаженной 16-летней девушкой, соблазнительной и чувственной. Особенно почитают это божество тибетцы. В частности, за ее магические способности околдовывать людей, получая власть над ними.

Известные бодхисаттвы

Бодхисаттвы составляют отдельную прослойку пантеона. Они в полной мере или частично пришли к Просветлению и направляют к этому остальных людей.

Для них также существуют определенные этапы становления. Восьмой этап – Махасаттва, или Великий, когда бодхисаттва достиг Просветления, освободился от колеса сансары, но временно отказался от полного освобождения. Махасаттва не подчиняется природным законам и способен принимать тот вид, какой только захочет, или быть сразу в разных местах.

Шакьямуни – тот самый учитель, которого многие называют просто «Будда». Он первым смог пробудиться и стать бодхисаттвой среди людей. Главные качества Шакьямуни – сила и мудрость, и он дарует их тем, кого защищает: людям, занятым в науке, философии, творчестве.

Его помощником и одним из учеников был Манджушри. Он упоминался еще в первых махаянских сутрах как олицетворение высшей мудрости, разума, волевого характера.

На изображениях Манджушри предстает в желтом свечении, справа от себя он держит меч, а слева – книгу. Нередко он скачет верхом на льве. Считается, что он помогает людям развить дар ясновидения, интуитивные навыки.

В XVI-XVII столетиях воплощением Манджушри себя считал правитель Китая Нурхаци, который основал династию маньчжуров.

Будда Сострадания носит имя Авалокитешвара. Замечая все несправедливости мира, он помогает все исправить.

Авалокитешвара

Авалокитешвара может принимать 108 разных обликов. Наиболее часто встречающийся образ – белого цвета, с розовыми и лотосовыми цветами. Но также известен Будда Сострадания с 11 головами, с которым связана интересная легенда.

Авалокитешвара желал избавить от страданий и освободить из колеса сансары все живое на земле. Но появлялись все новые существа, и когда он понял, что ему это не под силу, голова божества раскололась на одиннадцать частей. Тогда на помощь пришел Будда и дал ему новое тело – с одиннадцатью головами и тысячей ладоней.

Вместе с Манджушри и Авалокитешварой существует Ваджрапани – все трое считаются защитниками дхармы. Ваджрапани вбирает в себя противоположные характеристики: плохое и хорошее, злое и доброе. Тем самым он учит простых людей бороться с собственными негативными сторонами.

Его главная характеристика – решительность. Он стимулирует людей совершать благие поступки, помогает им в принятии сложных решений. Рисунки изображают его тело с синеватым отливом, в руках – ваджра и колокольчик.

Та самая бодхисаттва-женщина, о которой мы упоминали – Тара. Она имеет 21 ипостась, самая известная из которых – Белая, или Ситатара. Тара чиста и мудра, охраняет семейные узы и все, что с ними связано: уважение, любовь, сострадание, милосердие, непорочность, заботу. Не зря ее считают матерью остальных божеств.

По преданию, богиня появилась из слезы Авалокитешвары. У нее по семь глаз на голове, руках и ногах, за что она получила также имя «Синеокая». Непременный атрибут – белый лотос, такой же чистый, как она сама.

Говоря о других воплощениях Тары, стоит вспомнить о Зеленой, которая оберегает людей от любых зол, олицетворяет разум в сочетании с активными действиями. Желтая Тара же охраняет от воров и покровительствует в путешествиях и военных походах.

Следующее божество в этом списке – будда Медицины. Он способен наделить хорошим энергетическим полем, силой и здоровьем, а также помогает избегать недугов. Чтобы заручиться его покровительством, необходимо постоянно медитировать, повторяя его мантру.

Будда Медицины на изображениях представляется сидящим в падмасане – позе лотоса – в одеянии монаха. В руках он держит чашу, куда монахи складывают подаяния, но в ней растут лекарственные растения. Также его часто окружают аптечки или сосуд из глины.

Символы бога

Символы, с которыми изображается Намсарэй, имеют большое значение, как и у любого другого буддийского божества.

Намсарэя, как правило, сопровождают:

  • Две золотые рыбки, которые символизируют освобождение из сансары;
  • Белая раковина (при этом ее спираль завернута в правую сторону, символизируя звуком о просветлении Будды).
  • Драгоценная ваза, из которой проливается дождь долгой и здоровой жизни, процветания и здоровья.
  • Цветок лотоса как символ духовной чистоты и безупречного тела.
  • Золотое колесо с восемью спицами, которые символизируют восьмичленный путь любого буддиста. Он состоит из верного размышления, видения, действия, правильной речи, путей к достижению средств существования, усилия, тренировки ума и концентрации.
  • Знамя победы, установленное на вершине священной горы Меру, расположенной в центре Вселенной.
  • Зонтик — символ власти короля, оберегающий от злого влияния, которое даруется всем сострадательным Буддам.
  • Вечный узел (или узел удачи), одним из его значений является сложная связь между состраданием и мудростью, а также гармония и бесконечная любовь.

Символы в буддизме имеют большое значение, поэтому так важно их знать и в них разбираться.

Ади Будда

Ади Будда значит «первоначальный Будда» и символизирует просветленность, спокойный, пустой и бесформенный ум. В зависимости от направления учения у него существует несколько имен. Его называют Дхармакайей, Самантабхадрой, Ваджрасаттвой или Ваджрадхарой.

Самантабхадра – будда абсолютной мудрости, «Всеблагой». Он чистит карму и избавляет от омрачений. При медитации ему нашептывается мантра из шести слогов, а в исключительных случаях – из ста.

Как и Ваджрадхара, Самантабхадра обычно синего цвета, иногда он изображается с женой – Самантабхадри. Вообще женским воплощением Первоначального будды является Праджняпарамита – с книгой и ваджрой в руках, в то время как остальные руки сложены в созерцательном жесте.

В руках Ваджрасаттва держит ваджру и колокольчик, имеет белый цвет тела. Он чаще всего покровительствует врачам и тем, кто имеет дар целительства, а также связан с очистительными практиками.

После трагедии в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года буддисты предлагали всем миром читать именно эту мантру – тогда многомиллионное повторение молитвы Ваджрасаттве помогло бы быстрее излечить душевные раны.

Манджушри

В списке буддийских богов находит свое место такой символ как Манджушри, который нельзя обойти стороной. Это один из древнейших буддистских образов, его называют ближайшим сподвижником и соратником Будды Гаутамы.

Первые упоминания о нем встречаются в самых ранних текстах Махаяны, то есть в источниках, датируемых до нашей эры. Считается, что он олицетворяет собой волю, разум и мудрость. Культ его особенно популярен на Тибете и в Китае.

По сути, Манджушри — это учитель и проводник, считающийся одним из немногих, кто обладает высшей степенью мудрости. Именно по этой причине молитвы, обращенные к нему, помогают достичь истинного просветления. Те, кто ему поклоняется, обладают отлично развитой интуицией, а также ясновидением и всевозможными другими мистическими способностями.

На Тибете и в Китае упоминание Манджушри можно встретить в различных легендах и источниках. Одним из воплощений этого божества себя считал китайский император Нурхаци, основатель маньчжурской империи, правивший на рубеже XVI-XVII веков.

Дхьяни-будды

Существует пять дхъяни-будд, иными словами – будд мудрости. На мандале один из них располагается в центре, в то время как остальные – в каждой стороне света. Вместе они воплощают чистую природу элементов, составляющих человеческое существо.

  • Вайрочана – переводится как «Прославленный», изображается в центре, имеет белое свечение и может быть изображен с 1 или 4 лицами.
  • Акшобхья – в переводе значит «Спокойный, непоколебимый», с синим телом.
  • Ратнасамбхава – буквально «рожден из драгоценности», наделен щедрым характером, желтоватого оттенка, претворяет в жизнь мечты и дарует любовь.
  • Амитабха – будда Безграничного света, наделен красным телом, считается первым из дхьяни-будд по времени появления и самым почитаемым.
  • Амогасиддхи – имя переводится как «непоколебимость и успешность», зеленоватого цвета, рука находится в мудре бесстрашия.

Литература

  • Классический буддизм. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. ISBN 5-85803-132-3
  • Торчинов E. A.
    Введение в буддологию ISBN 5-93597-019-8
  • Абхидхармакоша : (Энцикл. Абхидхармы) / Васубандху ; Перевод с санскрита, введение, комментарии, историко-философское исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого, СПб. Андреев и сыновья
Дэвалока (мир богов), буддизм
  • Четыре Небесных Царя
  • Тридцать три бога
  • Яма
  • Тушита
  • Нирманарати
  • Паринимитра-вашавартин

Дхармапалы – защитники учения

Защитники дхармы, или Дхармапалы, выделяются в отдельный многочисленный класс. Обычно они принимают гневные образы, чтобы защитить дхарму и ее приверженцев. Некоторые из них стали Дхармапалами добровольно, некоторых обязал Падмасамбхава.

Сюда же относятся различные духи местностей. Они могут быть локальными: к примеру, в России, в частности, в Калмыкии, Бурятии, Туве, известен защитник Прана Атма, который по-тибетски называется «Бегце Чамсин» и покровительствует воинам, вооруженным людям.

Дхармапалы имеют, как правило, волосы красного цвета, огненное свечение и корону из пяти черепов. Этот вид считается наиболее многочисленным, поэтому кратко остановимся на главных из них:

  • Махакала – похожий на Шиву, он является злой ипостасью Авалокитешвары и имеет темно-синий оттенок, может быть с 2, 4 или с 6-ю руками.
  • Ваджрабхаирава – страшная форма Манжугоши.
  • Палден Лхамо – женщина-дхармапала, страшная ипостась Сарасвати, которая близка с Кали, изображается темно-синего цвета.
  • Ваджракилая – основное гневное божество школы ньингма, устраняет преграды.
  • Ямантака – победитель бога смерти с бычьей мордой Ямы, гневная форма Манджушри. Один из его образов – с шестнадцатью ногами, тридцатью двумя ладонями и девятью головами, причем одна из них – бычья.
  • Хайягрива – существо с тремя головами, шестью руками, четырьмя ногами, а иногда и с крыльями, воплощение Амитабхи, в руках держит дубинку или трезубец.
  • Рахула – обладает телом змеи, огромным количеством ртов и девятью лицами, которыми заглатывает девять планет.

  • Экаджати – гневная форма Тары, у нее один зуб, единственная грудь и небольшой клок волос на голове. Вместо набедренной повязки – шерсть тигра, а на шее – ожерелье из голов человека.

Содержание

  • 1 О дэвах 1.1 Внешняя характеристика
  • 1.2 Типы
  • 1.3 Особенности
  • 2 Сферы обитания
      2.1 Сфера чувственного (6 миров) 2.1.1 Четыре Небесных Царя
  • 2.1.2 Тридцать три бога
  • 2.1.3 Небеса Ямы
  • 2.1.4 Небеса Тушита
  • 2.1.5 Небеса Нирманарати
  • 2.1.6 Небеса Паринимитра-вашавартин
  • 2.2 Сфера форм (брахмы-дэвы)
  • 2.3 Сфера отсутствия форм (бесплотные дэвы)
  • 3 Боги-дэвы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • История о супругах Шивы

    Удивительна и необычайна по силе история любви между Шивой и его женой Сати. Сати была дочерью бога Дакши. Не любил Дакши Шиву. Но на празднике выбора женихов Сати выбрала себе в мужья этого многорукого Бога. Не оказывал Шива должного почтения отцу своей жены. И Дакши решается отомстить. Он устраивает праздник жертвоприношения, но Шиву не приглашает. И жертвенный кусок мяса отказался ему передать. Оскорбленная Сати, горячо любившая мужа, бросается в жертвенный костер. Во имя своего любимого она совершила самосожжение. В ярости Шива убивает Дакши. Он скорбит по любимой жене в глубокой медитации на горе Кайлас. Сотни лет проводит он в медитации. В это время на земле происходила великая битва между богами и демонами. Победить демонов мог только сын Шивы.

    Сати рождается в другой девушке с именем Парвати. Парвати, как и Сати, горячо полюбила Шиву. И решила завоевать его любовь. Она отправилась на Кайлас и предалась покаянию. Но Шива в медитации думал только о Сати. Чтобы возлюбленный её увидел, Парвати совершила глубокую аскезу. Этим она удивила Бога. Он женился на ней. После свадьбы у них появляется ребенок необыкновенной силы – шестиголовый Бог войны Сканда. Когда ему исполнилось шесть дней, он разгромил демонов.

    Всего у них родилось трое детей. Вместе они составляют баланс духовного и материального. Двое других детей – Бог богатства Ганешу с головой слона и дочь Нармада.

    Нармада произошла от метафизической энергии Шивы. Когда он сидел в глубокой медитации, Шива отделил от себя часть энергии. Эта энергия превратилась в реку, которая для индусов считается священной. Нармада в переводе означает «дарующая наслаждение».

    Ваджрапани

    Изображение буддийского бога Ваджрапани можно часто встретить в иконографии этой религии. Он считается одним из трех защитников Гаутамы, символизируя могущество истинного учения. Он олицетворяет собой как гневные, так и благостные черты, по этой причине может покровительствовать даже самым обычным людям, которые ведут между собой борьбу за светлое и темное начало.

    Стоит отметить, что это крайне решительное божество, которое обладает способностью наделять этой же чертой других людей. Также считается, что оно может подталкивать человека к совершению благостных дел и поступков. Поэтому те, кто рождаются под его покровительством, часто обращаются к нему за помощью в крайне сложных ситуациях.

    На самых первых изображениях в иконографии, Ваджрапани связывают с богом грома. Когда в Центральной Азии стало распространяться влияние греческой культуры, что привело к появлению греко-буддизма, его стали олицетворять с Гераклом.

    Как правило, бога рисуют мускулистым и величественным атлетом, который держит в руках алмазную дубинку.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: