Почему буддизм не признаёт Бога Творца?

Очень многих людей, которые только начинают изучать буддизм или интересуются, проникаются его идеями, поражает отсутствие самой идеи бога. Пожалуй, это единственная в мире религия, основанная на том, что бога нет. Для многих исследователей это дает возможность утверждать, что буддизм не является религиозным течением, а это медитативно-философская практика. Сложно давать какие-то точные определения столь аморфному понятию, ведь Будда четко дал понять, что саму идею Творца всего сущего он отрицает полностью. Впоследствии в буддизме, особенно махаянском, появились тенденции некоторого обожествления самого Будды как воплощения некоей высшей духовной сущности. В учении о трех телах Будды можно найти параллели с христианской троицей, хотя логика здесь совершенно иная. Но, видимо, люди все-таки одинаковы по своей природе, какими бы они ни были по цвету кожи и месту рождения. Им нравятся одни и те же вещи, их головы посещают похожие идеи. А еще люди упорно хотят верить, что где-то там, в недостижимой дали есть нечто, неважно, кто это — Бог, Будда, Создатель Вселенной, инопланетяне или жители параллельных миров — кто позаботится о них, ответит на мучающие сложные вопросы, поможет с тяжелый момент. Так рождаются религии. Тем более отличным от них кажется учение Будды. Но на деле, если хорошо в нем разобраться, оказывается, что теистические чаяния человечества все-таки наложили на него свой отпечаток, только немного не в том понимании, которое мы привыкли вкладывать в определение бога.

Понятие бога и божеств в буддизме

Буддизм не говорит о боге-творце, как это происходит во многих теистических религиях, ведь с точки зрения учения Вселенная не имеет начала и конца, а значит – не была создана никем. Однако во многих школах буддизма, в особенности в Ваджраяне, существует целый пантеон божеств. Они встречаются также в махаяне, хинаяне, тибетском буддизме, дзен, тантрических практиках.

тханка

При этом подобные божества скорее приближены к людям, чем к Богу в привычном понимании – они, подобно нам, подвержены желаниям, страстям, знают, что такое карма, и пытаются вырваться из череды перерождений. Даже Будда Шакьямуни считается обыкновенным человеком, который, по сравнению со многими, смог достичь Просветления, и принес человечеству свое учение.

Будда – не Бог и творец, он Великий Учитель.

Подобные божественные существа могут называться по-разному: дэвы, идамы или йидамы, бодхисаттвы, иштадеваты. Отличие, к примеру, дэвов от людей состоит в том, что они живут в мирах, более высших, чем наш, но они также постоянно перерождаются в колесе сансары. Также боги могут воплощать свои желания, перемещаться в пространстве или следить за всем миром одновременно.

В каждом направлении буддийской мысли имеется свое количество божественных существ. Некоторые выделяют всего пятнадцать из них, другие – восемь, в то время как в тибетском буддизме насчитывается по меньшей мере три тысячи разных существ с уникальным наименованием каждого из них.

Эти существа могут представать в разных ипостасях: выражать радость, умиротворение или быть гневными, изображаться крохотными или гигантскими, в обычном виде или со множеством рук, голов, глаз.

Они могут быть одиночными или в сочетании яб-юм – то есть с супругом, которое отражает единство двух начал. У каждого есть характерная одежда, поза, положение рук, украшения и атрибуты, причем они имеют огромный символизм и указывают на силу и способности конкретного просветленного существа.

бодхисаттва

Различных существ в буддийском учении великое множество, и привести здесь их исчерпывающий список не представляется возможным. Более того, не существует даже общепринятой классификации. Однако мы постараемся рассказать о самых основных божественных существах и их группах.

ЕСТЬ ЛИ БОГ В БУДДИЗМЕ?

Взгляд Японского буддизма на некоторые аспекты учения По материалам Тецуно Уно, священника в буддийском монастыре Сенсин

Да, но правильный ответ буддиста предполагает определенные разъяснения. В глубине человеческого осознавания присутствует высшая реальность, которая безгранична в сострадании и неизмерима в мудрости. Она вовлечена в бесконечную деятельность по достижению Просветления всем живущим.

Эту наполненность состраданием иногда называют Буддой Амида, и его смысл – безусловная любовь к любой форме жизни.

Амида Будда

Амида Будда значительно отличается от Бога в Иудейско-Христианской концепции так как обладает следующими характеристиками:

1. Амида Будда – не создатель, но спаситель, который, будучи наполнен состраданием, занимается своей работой

2. Амида Будда не судит и не наказывает людей, так как они сами ответственны за свои действия, которые влекут соответствующие, хорошие либо плохие, либо нейтральные последствия.

3. Амида Будда не являет чудес, но проявляет свое спасительное сострадание посредством законов природы.

4. Амида Будда не трансцендентен (он не вне этого мира), на является неотъемлемой частью каждого живого существа, поселившегося в пределах нашего мира, что будет трансформирован силой любви Амиды

5. Амида Будда – не гневный и не ревнивый Бог, напротив, сила сострадания наполняет его самого, как и его Изначальный Обет, который завершается фразой о том, что он не будет знать отдыха, пока все существа не достигнут Просветления, иными словами, Сущности Будды.

6. Амида Будда не делает различий ни в каком виде, вне зависимости от веры, убеждений, добра или зла с точки зрения морали, животной или человеческой жизнью, но он принимает всех одинаково, с равной теплотой.

7. Амида Будда не проявляет свою любовь посредством крови и распятия, жертвуя своим существованием, но делая себя доступным человечеству через соответствующие практики. (в частности, серьезная практика мантры Будды Амитабы – «Наму Амида Буцу» может помочь приблизиться к нему)

Амида Будда – это вечное содержание Просветления, достигнутого историческим Буддой Шакьямуни. Амида означает безграничное сострадание и неизмернимую мудрость. Неизмеримую мудрость можно видеть в хрупкости человеческой жизни. Безграничное сострадание движимо этим пониманием и охватывает все живое вечной наполненностью Истиной.

Бесполезные вопросы

Шакьямуни часто задавали вопросы, которые задаются и сейчас, например: существует ли Бог? Кто создал мир? Есть ли жизнь после смерти? Классическим ответом, который обычно давал Будда, было молчание. Он отказывался отвечать на эти вопросы специально, так как «в них нет пользы, к их нельзя применить религиозной жизни, и не ведут они к Высшей Мудрости, Блаженству Нирваны.»

Даже если дать ответы, говорил он, все равно остаются проблемы, а именно: рождение, старость, смерть, печаль, горе, несчастье, отчаяние – все мрачные стороны жизни – и для того, чтобы их искоренить, я предписываю свое учение.

Задачи, стоящие перед нами

Своим молчанием Шакьямуни хотел отвлечь внимание от бесполезных вопросов и повернуть его к задачам, важным для всех нас: решить жизненные проблемы и прожить такую жизнь, которая принесла бы счастье и себе, и другим.

Для последователей, которые настойчиво продолжали спрашивать «существует ли Бог?», Шакьямуни отвечал притчей про отравленную стрелу. Если бы вас подстрелили отравленной стрелой и доктор настаивал бы на том, чтобы ее вытащить, что бы вы делали?» Стали бы вы задавать такие вопросы, как «кто выстрелил?», «Из какого он рода?», «кто сделал стрелу?», «кто сделал яд?», и т.д. или вы позволили бы доктору немедленно вытащить стрелу?

«Конечно» – отвечал человек, «я бы сделал так, чтобы срела была вытащена как можно скорее». Будда заключил «Это мудро. О ученик, так и перед нами стоит задача – решить жизненные проблемы; когда это будет сделано, ты сможешь опять задать вопросы, которые ты задал, если захочешь.»

Учение

В буддизме учение – это транспортное средство или корабль. Ценность транспортного средства заключается в его способности доставлять человека к месту назначения. Если транспортное средство, например, автомобиль, не используется, оно не имеет ценности. В действительности, это уже не транспортное средство, а лишь украшение.

Учение нужно практиковать, если оно предполагает ценность в перемещении нас из жизни беспокойств и тревоги в жизнь ясности и безмятежности. Когда учение не практикуют, это подобно тому, как нести транспортное средство на спине, не используя его.

Бессмысленно обсуждать веру, просветление и другие цели, если мы не осознаем исключительной важности практики учения в доме и общественных местах. «Путь в тысячу миль начинается с одного шага».

Практика

Сделать счастливыми других – вот базовая практика, которой учил Шакьямуни. Эту истину просто выучить, но сложно полностью применять в жизни. В личной жизни это означает действовать, ставя себя на место другого, и в общественной жизни это означает Служить с радостью и благодарностью для того, чтобы все стали лучше. Мы можем практиковать Четыре Безмерности – любовь, сострадание, со-радование и равностность. Любовь означает постоянное стремление сделать других счастливыми, сострадание означает искренние попытки облегчить неудобства и боль тех, кто окружаети нас, сорадование означает радоваться счастью других, равностность – это источник мудрости, который помогает практиковать Безмерности одинаково по отношению ко всем живым существам и не привязываться к ним после такой практики.

Практика принесения счастья другим основывается на ясном понимании жизни, суть которой – недвойственность и взаимозависимость. Так как жизнь – это взаимозависимо возникшее множество, то, когда мы делаем других несчастными, наш мир становится настолько же более несчастным, и когда мы делаем других счастливыми, наш мир становится настолько же более счастливым. Из понимания Недвойственности следует, что не существует врагов для любви, так как все мы – часть одного живого органического целого.

Но люди, не попытавшись, скажут, что практиковать это просто, или попробовав, легко сдадутся, вернувшись к безразличию. Поэтому акцент делается на усилиях, терпении, настойчивости – наиболее важных практиках в Восьмеричном Святом Пути и Шести Совершенствах.

Растущая вера

Цель этой практики заключается в том, чтобы я осознал структуру своего существования. В моих попытках сделать других счастливыми я вырасту в понимании себя. Я стану чувствительным к хрупкому добру внутри меня и ненадежности моих эгоистичных устремлений. Я осознаю 84 000 слепых страстей, что живут во мне, по поводу которых в буддизме существует учение о восьмидесяти четырех тысячах методов освобождения. Пропорционально росту осознавания собственных ограничений будет расти сознание абсолютного сострадания. В конечном счете я отброшу свое доверие к слепому «я», к своим силам и обрету веру в истинное «я» (истинное эго), воспитав ее за счет имитации сострадания Амитаба Будды, силы абсолютно иного рода.

В писаниях сказано: «Если вы желаете видеть Будду, вам необходимо увидеть его форму. Если вы хотите видеть его форму, вы должны увидеть его сердце. А сердце Будды – это великое сострадание». Великое сострадание вибрирует в сердце человека, освобожденного от привязанности к своему слепому «я». Эти вибрации, этот отклик помогает нам эффективно осознать практику принесения счастья другим.

Где находится Амида?

Амида Будда находится в глубине моей сущностной пробужденности. Если ее нет, нет и Амида Будды. В работе Шин Шу говорится: «Когда в преданном рождается приверженность, впервые рождается Будда».

Что касается Амида Будды, то он был со мной с безначального прошлого, стремясь пробудить меня из слепых сил моей кармы, которые вызывают смятение в моей жизни. Амида Будда не будет знать отдыха до тех пор, пока созревшие благоприятные условия не приведут к созреванию мое осознание кармических ограничений и преобразуют всего меня в просветленную субстанцию.

Восемь разрядов в тибетском буддизме

Все многообразие божественных существ в тибетском буддизме можно разделить на восемь рангов:

  • Будды

Иными словами, Просветленные, Пробудившиеся. К их числу относятся те, кто пришел в этот мир спасти людей, проповедуя учение. Будда Шакьямуни – среди них, но он был пятым. Следующим будет Майтрейя – за это его в миру называют буддой будущего.

Также сюда относят Цзонкабу, Нагарджуну и Атишу. Недаром их называют тремя светилами и часто изображают вместе.

Нагарджуна

  • Йидамы

Йидамы – это божества-хранители. К ним относят Ади-будду, то есть первоначального просветленного, который в тибетской традиции носит имя Ваджрадхары, а также пять дхьяни будд, то есть будд мудрости или созерцания.

  • Будды в человеческом облике

Сюда можно отнести тех Пробужденных, которые уже побывали в нашем мире и помогли ему. Всего их четверо: Кракуччандра, Канакамуни, Кашьяпа и Сиддхартха Гаутама, он же Шакьямуни.

  • Бодхисаттвы

Бодхисаттвы – это люди, достигшие просветления, но отказавшиеся от нирваны в пользу спасения других существ. Согласно буддистской философии, любой человек когда-нибудь может стать им, если будет соблюдать правила и духовные ценности, пусть даже через несколько жизней.

Самым главным бодхисаттвой можно назвать Шакьямуни. Кроме него, есть Манджушри, Ваджрапани, Майтрейя, Авалокитешвара. Но бодхисаттвами могут быть не только мужчины, но и женщины. Наиболее известна среди остальных Тара, а также супруги бодхисаттв, выступающие с ними в союзе яб-юм, например Сарасвати или Парамита.

  • Будды-женщины

Женские воплощения божеств выделяются в отдельную группу и называются дакинями, что значит «летающие по воздуху». Они имеют силу распоряжаться злыми духами и помогать тем, кто их об этом просит. При этом дакини воплощаются как в красивых дев, так и в старых уродин, имеют лицо как человека, так и животных.

Дакиня

  • Дхармапалы, или докшиты

Дхармапалами называют грозных защитников учения. Они наводят на демонов ужас, сопровождаются огнем и дымом, именно у них обычно много голов и рук, а обнаженные туловища прикрыты лишь мехами или изображены с гривой льва.

  • Боги местности

Их также называют юллха. Эти божества достались «в наследство» от шаманизма и древней религии Тибета бон. Сюда относятся существа, покровительствующие временам года, хорошему урожаю, гармонии в семье, животноводству.

бон

  • Хозяева земли

Они отчасти связаны с предыдущими представителями и оберегают отдельные леса, холмы, реки, горы, города, села, камни, деревья, ручьи – список можно продолжать долго. Сюда относятся, к примеру, змееподобные наги, или их противник Гаруда.

Мир Дэвов, или трудно ли быть Богом в мире буддизма?

Ещё один из шести миров в буддизме, в котором мы можем переродиться в следующей жизни, исходя из наших кармических деяний, это мир, населённый богами или дэвами. Так как у каждого из нас есть шанс в следующей жизни стать дэвом, возникает резонный вопрос: «А трудно ли быть Богом в буддизме?»

Дэва (на пали и санскрите «сияющий») в буддизме — название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди. Термин дэва принято переводить как бог или божество, хотя дэвы значительно отличаются от божеств других религий. Мир, населённый дэвами, называется дэвалока или мир (небеса) богов.

В буддийской литературе описание миров богов связано также с обсуждением ущербности этих миров — существа в них всё равно испытывают своего рода страдания, пребывания там хотя и очень длительны, но рано или поздно прекращаются, и обитатели этих миров не выходят из Сансары. С точки зрения человека качества дэвов не видны обычным глазом. Присутствие богов можно увидеть «волшебным глазом» (дивьячакшус, «божественное ви?дение»), точно также как голоса богов можно услышать «волшебным ухом».

Дэвы могут создавать иллюзорные формы, которые демонстрируют друг другу и существам нижних миров. Высшие и низшие дэвы постоянно общаются, создавая друг для друга такие формы. Дэвам не требуется такого сложного жизнеобеспечения, как людям, хотя дэвы низкого ранга также едят и пьют. Дэвы высокого ранга испускают излучение от своего внутреннего света. Дэвы способны переноситься на большие расстояния и летать по воздуху, дэвы более низкого ранга путешествуют на летающих повозках или используют для этого магические средства.

Дэвов делят на три сферы по месту своего рождения и обитания: сфера чувственного, сфера форм и сфера отсутствия форм.

Дэвы Сферы чувственного (Камадхату) обладают телами подобно людям, но они больше людей. Их жизнь тоже похожа на жизнь людей, однако куда более содержательная, включающая много удовольствий. В этой сфере большую роль играет «демон» Мара. Самые низкие миры богов Сферы чувственного находятся вокруг горы Сумеру в самом центре Земли. Боги горы Сумеру очень жизнерадостны и эмоциональны, они наслаждаются собой, могут соперничать и бороться.

Сфера форм (Рупадхату) находится выше сферы чувственного, дэвов за пределами чувственного называют брахмами. Боги сферы форм обладают телами, но лишены пола, у них отсутствуют страсти, желания, чувства. Они живут на своих 16 или 17 небесах, разделённых по четырём уровням дхьяны — медитационного сосредоточения.

Дэвы Сферы отсутствия форм не обладают материальным телом и не обладают материального местопребывания, они пребывают в медитации как нематериальные существа. Они занимают высшие уровни медитации, погружены в сами себя и не контактируют с остальной Вселенной. Школы Махаяны считают эти состояния бесполезными и стараются избегать их, как «медитацию ради самой медитации».

0

02/07/2013 в Буддизм

Буддизм

Известные бодхисаттвы

Бодхисаттвы составляют отдельную прослойку пантеона. Они в полной мере или частично пришли к Просветлению и направляют к этому остальных людей.

Для них также существуют определенные этапы становления. Восьмой этап – Махасаттва, или Великий, когда бодхисаттва достиг Просветления, освободился от колеса сансары, но временно отказался от полного освобождения. Махасаттва не подчиняется природным законам и способен принимать тот вид, какой только захочет, или быть сразу в разных местах.

Шакьямуни – тот самый учитель, которого многие называют просто «Будда». Он первым смог пробудиться и стать бодхисаттвой среди людей. Главные качества Шакьямуни – сила и мудрость, и он дарует их тем, кого защищает: людям, занятым в науке, философии, творчестве.

Его помощником и одним из учеников был Манджушри. Он упоминался еще в первых махаянских сутрах как олицетворение высшей мудрости, разума, волевого характера.

На изображениях Манджушри предстает в желтом свечении, справа от себя он держит меч, а слева – книгу. Нередко он скачет верхом на льве. Считается, что он помогает людям развить дар ясновидения, интуитивные навыки.

В XVI-XVII столетиях воплощением Манджушри себя считал правитель Китая Нурхаци, который основал династию маньчжуров.

Будда Сострадания носит имя Авалокитешвара. Замечая все несправедливости мира, он помогает все исправить.

Авалокитешвара

Авалокитешвара может принимать 108 разных обликов. Наиболее часто встречающийся образ – белого цвета, с розовыми и лотосовыми цветами. Но также известен Будда Сострадания с 11 головами, с которым связана интересная легенда.

Авалокитешвара желал избавить от страданий и освободить из колеса сансары все живое на земле. Но появлялись все новые существа, и когда он понял, что ему это не под силу, голова божества раскололась на одиннадцать частей. Тогда на помощь пришел Будда и дал ему новое тело – с одиннадцатью головами и тысячей ладоней.

Вместе с Манджушри и Авалокитешварой существует Ваджрапани – все трое считаются защитниками дхармы. Ваджрапани вбирает в себя противоположные характеристики: плохое и хорошее, злое и доброе. Тем самым он учит простых людей бороться с собственными негативными сторонами.

Его главная характеристика – решительность. Он стимулирует людей совершать благие поступки, помогает им в принятии сложных решений. Рисунки изображают его тело с синеватым отливом, в руках – ваджра и колокольчик.

Та самая бодхисаттва-женщина, о которой мы упоминали – Тара. Она имеет 21 ипостась, самая известная из которых – Белая, или Ситатара. Тара чиста и мудра, охраняет семейные узы и все, что с ними связано: уважение, любовь, сострадание, милосердие, непорочность, заботу. Не зря ее считают матерью остальных божеств.

По преданию, богиня появилась из слезы Авалокитешвары. У нее по семь глаз на голове, руках и ногах, за что она получила также имя «Синеокая». Непременный атрибут – белый лотос, такой же чистый, как она сама.

Говоря о других воплощениях Тары, стоит вспомнить о Зеленой, которая оберегает людей от любых зол, олицетворяет разум в сочетании с активными действиями. Желтая Тара же охраняет от воров и покровительствует в путешествиях и военных походах.

Следующее божество в этом списке – будда Медицины. Он способен наделить хорошим энергетическим полем, силой и здоровьем, а также помогает избегать недугов. Чтобы заручиться его покровительством, необходимо постоянно медитировать, повторяя его мантру.

Будда Медицины на изображениях представляется сидящим в падмасане – позе лотоса – в одеянии монаха. В руках он держит чашу, куда монахи складывают подаяния, но в ней растут лекарственные растения. Также его часто окружают аптечки или сосуд из глины.

Боги тибетского буддизма

Тибетские боги — это символы душевных состояний человека. Что интересно — на Тибете нет мифов о сотворении мира, нет бога-творца. Но тибетцам известно представление об Абсолюте — Ади-будде (Первоначальном будде), соединяющем в себе всю духовную силу будд, богов и духов. Изображения Ади-будды синего цвета — в Индии этот цвет считается признаком небожителя. Ади-будда и другие подобные ему боги Ваджрадхара м Ваджрасаттва символизируют единство женского и мужского начал вселенной. Они совсем не являются буддами в том смысле, какой имело это слово в первоначальном буддизме — «человек, достигший Просветления». Такие боги, как Ади-будда, — это чистые космические принципы, приближаясь к которым можно достичь Просветления. Буддист постигает абсолют постепенно, созерцая образы богов, являющихся тем или иным его проявлением. Система этих проявлений строго иерархична, т.е. представляет собой лестницу, на высшей ступени которого находится Ади-будда; далее идут будды созерцания, земные будды, идамы, бодхисатвы, дакини, дхармапалы и духи.

Дхьяни-будды («будды созерцания»). Изначальный Ади-будда порождает из себя будд пяти направлений, которых называют буддами созерцания. По легенде, в момент их возникновения, Ади-будда пребывал в состоянии созерцания и творил их своей мыслью. Пять дхьяни —будд — это вселенские сущности, воплощающие все мироздание. Каждый из них проявляется в мире, принимая форму богов и земных будд. Достичь самого дхьяни-будды (т.е достичь высочайшего мира, где он обитает, или, говоря точнее, того возвышенного состояния собственного духа, которое символизирует дхьяни-будда) могут только будды и великие святые в глубокой медитации.

Центральный дхьяни-будда — Вайрочана («Сверкающий»); его стихия — пространство, цвет — белый. Обычно он изображается с руками, поднятыми на уровень груди. Обитель Вайрочаны — Акаништха, высший и наиболее совершенный из миров. Некоторые школы буддизма отождествляют Вайрочану с Ади-буддой.

Восточный дхьяни-будда — Акшобья («Невозмутимый»). Его стихия — воздух, цвет — синий. Он — владыка восточного рая, мира, где благочестивый в земной жизни человек рождается полубогом и совершенствуется в постижении буддистского учения, приближаясь к Просветлению.

Южный дхьяни-будда — Ратнасамбхава («Тот, из которого возникают драгоценности»). Но при этом Ратнасамбхава — бог не материального богатства, а духовного, он дарит не дорогие вещи, а драгоценные знания. Его стихия — огонь, цвет — желтый.

Западный дхьяни-будда — Амитабха («Неизмеримый свет»). Его стихия — вода, цвет — красный (символ блага). Он сидит в позе созерцания (соединенные руки лежат на коленях). Амитабха воплощался среди людей в образе основателя буддизма Будды Шакьямуни, в образе Авалокитешвары, а также в образе монгольского бога Аюши — божества здоровья и долголетия. Другое воплощение этого божества — Амитаюс («Неизмеримая жизнь»). Амитаюс изображается в одеждах индийского принца — как бодхисаттва, а не как будда — и держит в руках чашу для подаяния, из которой растет Дерево Жизни.

Амитабха — владыка западного рая Сукхавати («Счастливая страна»), образ которого в последние несколько столетий очень популярен среди буддистов. О Сукхавати говорится, что все там состоит из драгоценных камней, золота и серебра (они символизируют не богатство, а чистоту, красоту и совершенство), там нет ничего неприятного на вид, ничего дурного по сути, там всюду блистает свет Амитабхи. Сукхавати может достичь благочестивый человек в своей следующей жизни — он рождается там, словно божество — из цветка лотоса.

Северный дхьяни-будда — Амогхасиддхи («Неизменно удачливый»). Его стихия — земля, цвет — зеленый; левая рука лежит на коленях, правая поднята на уровень груди (знак бесстрашия). Воплощением Амогхасиддхи среди людей станет будда грядущего — Майтрейя, которого обычно изображают в одежде бодхисаттвы, сидящим на троне не в позе лотоса, а по-европейски, с опущенными ногами. Это знак того, что он спешит к людям. Женская ипостась Амогхасиддхи — богиня Тара.

Земные будды. Следующую ступень в иерархии богов Тибета занимают земные будды. Среди них первое место занимает Будда Шакьямуни и его ученики, а также великие философы — Нагарджуна, Падмасамбваха, Атиша, Цзонхаве, далай-ламы и другие.

Почитаются также и группы будд: тысяча будд, которые должны прийти в течение нынешнего мирового периода — кальпы, длящегося более 8 млрд. лет. Будда Шакьямуни — четвертый из них, тысяча статуэток этих будд служит фоном статуям других богов в алтарях некоторых храмов; 35 будд сострадания; будды десяти сторон света (четырех основных, четырех промежуточных, зенита и надира). Основное место среди тысячи будд занимают Манле — покровитель медицины — и его спутники. Буддисты верят, что если человек неустанно молится Манле, то в одной из ближайших жизней сможет достичь нирваны. Манле изображается в традиционно одежде будды; его тело — синее, в правой руке он держит листья целебной травы.

Идамы («желанные боги»). Идамы — это боги-покровители тех или иных разделов тантрического учения. Могуществом они лишь немного уступают дхьяни-буддам. Различают идамов милостивых, полугневных и гневных. Милостивые, как правило, изображаются сидящими, у них за спиной в форме ровного круга разливается спокойное сияние (таков Гухьясашадха — владыка тайной мудрости). Полугневных идамов изображают стоящими, при этом внешняя часть их сияния полыхает языками пламени. Такими изображены Хеваджра, Самвара, Калачакра. Гневные идамы также стоят, их сияние — это сплошное пламя, волосы от ярости подняты дыбом — таков облик Ямантаки и Хаягривы. Гнев идамов направлен на то, что препятствует достижению Просветления — невежество, ложные устремления, негативные эмоции и людей, мешающих другим на пути совершенствования. Все идамы обычно изображаются с тремя головами и всегда с тремя глазами на каждой голове — они видят прошлое, настоящее и будущее. Идамы многоруки — это символ их могущества.

Бодхисаттвы. Слово «бодхисаттва» буквально означает «тот, чья сущность Просветление». Так называют тех, кто достиг Просветления, но отказался уйти в нирвану, пока во вселенной остается хоть одно живое существо, нуждающееся в спасении.

Первое место среди бодхисаттв занимает Авалокитешвара («Бог, смотрящий вниз») — символ сострадания и милосердия. Он часто изображается одиннадцатиголовым. Согласно легенде, однажды бодхисаттва взглянул с небес на землю и увидел людские страдания, и от вида чужой боли его голова раскололась на одиннадцать частей. Земным воплощением Авалокитешвары считаются все далай-ламы. Столь же чтимым изображением Авалокитешвары считается четырехрукий сидящий бодхисаттва: две его руки молитвенно сложены, в двух других он держит четки и лотос. Это изображение считается олицетворением самой известной у буддистов мантры — ом мани падме хум. Тот, кто произнесет эту мантру сто тысяч раз, обретет Просветление.

Среди других бодхисаттв почитают Манджушри. Его гневная ипостась — Ваджрапани («Рука, держащая ваджру»): символ силы, позволяющей преодолевать невежество. По легенде, Ваджрапани был одним из учеников Шакьямуни; он — покровитель змей-нагов, которые слушали первые проповеди Будды. Тибетцы считают Ваджрапани владыкой погоды (змея — символ дождя). Если Манджушри ведет к просветлению в основном через знания, через постепенное постижение обретение мудрости, то Ваджрапани связывается с идеей мгновенного озарения, практикой медитации, с предельным напряжением душевных сил, ведущим к внезапному.

Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани — сострадание, мудрость и сила духа — составляют как бы «буддистскую троицу».

Дакини («воздушные духи»). Женские божества дакини являются то в образе прекрасных дев, то безобразными старухами, то полуженщинами-полуживотными. Многие дакини — это женские ипостаси мужских божеств. Например, дакини Ваджраварахи («Алмазная свинья») — женская сущность Самвары. Она — покровительница тибетского монастыря Ямдок, отличающегося строгим уставом. Ее часто изображают с двумя головами — человеческой и кабаньей. Все дакини изображаются обнаженными, их тело покрывают только бесчисленные драгоценности. В руке дакини держат жезл с несколькими нанизанными на него человеческими головами или черепами; на головах у них короны их черепов; в руках габала — чаша, сделанная из черепа и наполненная кровью, и ритуальный нож. Боги не случайно изображаются с таким количеством ужасной атрибутики. Во-первых, образ смерти должен постоянно напоминать буддисту о неотвратимости кончины, во-вторых, эти символы должны вызвать у человека отвращение к собственному телу, ибо привязанность к телесному, согласно учению Будды — препятствие на пути к Просветлению.

Дхармапалы — «хранители учения». Иногда их называют докшитами — «ужасными палачами». На первый взгляд эти существа могут показаться демонами, но они враждебны только к тем, кто совершает дурные, греховные поступки. Для благочестивых людей докшиты — могучие защитники. Их облик символичен — оскаленные пасти, злобные лица, мощные мускулы. На шее у них висят несколько змей — символы зла и гордыни; дхармапалы изжили в себе эти качества и помогают людям избавиться о них. Список дхармапал включает в себя многих богов добуддистского происхождения, гневных идамов (Ямантаку и Хаягриву) и некоторых бодхисатв (Ваджрапани). Обычно говорят о восьми дхармапалах, но состав этой восьмерки может меняться. Кроме уже названных в нее входят Лхамо (хранительница тайн жизни и смерти), Джамсаран (добуддистский бог войны — пожирает легкие и сердце врага веры), Черный и Белый Махакала (помогают преодолевать препятствия на пути к вере), Кубера (иначе — Вайшравана — бог богатства) и Яма (индийский бог смерти).

Локапалы и другие духи. Нижнюю ступень в лестнице богов занимают всевозможные духи, как правило добуддистского происхождения. Таковы локапалы (хранители сторон света — севера, юга, востока, запада), божества различных священных мест. На той же ступени стоят и наги (полулюди-полузмеи), которым проповедовал Будда Шакьямуни.

К этой же группе относится божественная птица Гаруда — орел, враг змей (враг гордыни и любого зла). Взлетающий Гаруда символизирует человеческий разум, стремящийся к Просветлению, поэтому троны богов и святых нередко украшены изображением Гаруды.

Таковы основные боги тибетского буддизма, хотя на самом деле их гораздо, гораздо больше. Вне монастырских стен нет четкой границы между буддистскими богами и местными духами-хранителями, их одинаково почитают и им одинаково молятся, желая достичь Просветления и достигнуть заветной нирваны.

Ади Будда

Ади Будда значит «первоначальный Будда» и символизирует просветленность, спокойный, пустой и бесформенный ум. В зависимости от направления учения у него существует несколько имен. Его называют Дхармакайей, Самантабхадрой, Ваджрасаттвой или Ваджрадхарой.

Самантабхадра – будда абсолютной мудрости, «Всеблагой». Он чистит карму и избавляет от омрачений. При медитации ему нашептывается мантра из шести слогов, а в исключительных случаях – из ста.

Как и Ваджрадхара, Самантабхадра обычно синего цвета, иногда он изображается с женой – Самантабхадри. Вообще женским воплощением Первоначального будды является Праджняпарамита – с книгой и ваджрой в руках, в то время как остальные руки сложены в созерцательном жесте.

В руках Ваджрасаттва держит ваджру и колокольчик, имеет белый цвет тела. Он чаще всего покровительствует врачам и тем, кто имеет дар целительства, а также связан с очистительными практиками.

После трагедии в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года буддисты предлагали всем миром читать именно эту мантру – тогда многомиллионное повторение молитвы Ваджрасаттве помогло бы быстрее излечить душевные раны.

Ваджрасаттва

Это божество также называют Буддой Самантабхадра или Просветленным. Оно является символом трансцендентной мудрости, которая существует за пределами понимания обычного человека.

Считается, что обращение к нему за покровительством может принести просящему очищение, прогнать мрачные мысли и даже очистить карму. Стоит подчеркнуть, что именно это божество имеет особое значение в буддизме.

Ему адресована особая мантра, которую произносят в ходе традиционных подготовительных практик. Люди, которые появляются на свет под знаком этого покровителя, имеют способности к целительству. Буддисты верят, что в будущем они становятся врачами, получая уникальный дар — излечивать душевные и физические раны человека исключительно словом.

Имя Ваджрасаттва всплыло после атак террористов на США 11 сентября 2001 года. Тогда было предложено организовать всемирный проект, в рамках которого начать по всему миру чтение шестислоговой мантры, посвященной этому божеству. Таким образом, предлагалось накопить миллиард начитываний, чтобы восстановить покой и порядок на планете.

На изображениях божество держит в левой руке колокол, а в правой — ваджру. Это мифологическое и ритуальное оружие, которое по преданию было создано из костей индийского мудреца Дадхичи. Оно сочетает в себе свойства булавы, меча и копья.

Дхьяни-будды

Существует пять дхъяни-будд, иными словами – будд мудрости. На мандале один из них располагается в центре, в то время как остальные – в каждой стороне света. Вместе они воплощают чистую природу элементов, составляющих человеческое существо.

  • Вайрочана – переводится как «Прославленный», изображается в центре, имеет белое свечение и может быть изображен с 1 или 4 лицами.
  • Акшобхья – в переводе значит «Спокойный, непоколебимый», с синим телом.
  • Ратнасамбхава – буквально «рожден из драгоценности», наделен щедрым характером, желтоватого оттенка, претворяет в жизнь мечты и дарует любовь.
  • Амитабха – будда Безграничного света, наделен красным телом, считается первым из дхьяни-будд по времени появления и самым почитаемым.
  • Амогасиддхи – имя переводится как «непоколебимость и успешность», зеленоватого цвета, рука находится в мудре бесстрашия.

Дхармапалы – защитники учения

Защитники дхармы, или Дхармапалы, выделяются в отдельный многочисленный класс. Обычно они принимают гневные образы, чтобы защитить дхарму и ее приверженцев. Некоторые из них стали Дхармапалами добровольно, некоторых обязал Падмасамбхава.

Сюда же относятся различные духи местностей. Они могут быть локальными: к примеру, в России, в частности, в Калмыкии, Бурятии, Туве, известен защитник Прана Атма, который по-тибетски называется «Бегце Чамсин» и покровительствует воинам, вооруженным людям.

Дхармапалы имеют, как правило, волосы красного цвета, огненное свечение и корону из пяти черепов. Этот вид считается наиболее многочисленным, поэтому кратко остановимся на главных из них:

  • Махакала – похожий на Шиву, он является злой ипостасью Авалокитешвары и имеет темно-синий оттенок, может быть с 2, 4 или с 6-ю руками.
  • Ваджрабхаирава – страшная форма Манжугоши.
  • Палден Лхамо – женщина-дхармапала, страшная ипостась Сарасвати, которая близка с Кали, изображается темно-синего цвета.
  • Ваджракилая – основное гневное божество школы ньингма, устраняет преграды.
  • Ямантака – победитель бога смерти с бычьей мордой Ямы, гневная форма Манджушри. Один из его образов – с шестнадцатью ногами, тридцатью двумя ладонями и девятью головами, причем одна из них – бычья.
  • Хайягрива – существо с тремя головами, шестью руками, четырьмя ногами, а иногда и с крыльями, воплощение Амитабхи, в руках держит дубинку или трезубец.
  • Рахула – обладает телом змеи, огромным количеством ртов и девятью лицами, которыми заглатывает девять планет.

  • Экаджати – гневная форма Тары, у нее один зуб, единственная грудь и небольшой клок волос на голове. Вместо набедренной повязки – шерсть тигра, а на шее – ожерелье из голов человека.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: