Высшая цель в йоге: что такое самадхи и как достичь этого состояния?

Самадхи — высшая цель жизни многих йогов. Эта статья представляет собой очерк, описывающий различные виды самадхи, средства достижения этих состояний и исследование их с точки зрения философского понимания мыслительных процессов и изменения состояния сознания.

Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом

Свами Рама, «Жизнь среди гималайских йогов: духовные опыты»

Уровень 1: Савикальпа Самадхи (Savikalpa Samadhi)

Савикальпа Самадхи — это когда во время медитации вы переступаете через свою умственную деятельность. Патанджали говорит, что за короткий промежуток времени человеческое сознание растворяется. В этом состоянии такие понятия, как время и пространств имеют совершенно другой смысл. На протяжении минуты, часа и дольше вы можете находиться в другом мире. Теперь вы способны увидеть, что практически все происходит спонтанно – вам не нужно прикладывать усилий. Мысли и идеи не влияют на вас. Вы находитесь в покое, и ваше внутреннее состояние функционирует динамично и уверенно.

Хатха-йога Прадипика о самадхи

В «Йога-сутре» Патанджали описываются шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Все это названия очень тонких флуктуации, имеющих место перед высшим самадхи — нирвикальпой.

Самадхи — это не транс и не экстаз. Самадхи — это состояние сознания, в котором нет никаких флуктуации. Мысль есть флуктуация, осознавание объекта есть флуктуация, осознавание субъекта есть флуктуация. Сон есть флуктуация, духовное видение есть флуктуация, психические формы являются флуктуациями. Знание «я» в глубине медитации также является флуктуацией. Глубокая медитация, в которой вы перестаете осознавать что-либо, также является флуктуацией. Это носит название санкальпа/викальпа, то есть намерение и фантазия, осознавание и рассеянность.

В самых глубоких ментальных состояниях санкальпа/викальпа все еще существует, но когда санкальпа/викальпа умирает, тогда возникает состояние, называемое самадхи. Самадхи — это либо савикальпа, либо нирвикальпа. Савикальпа есть самадхи или состояние сверхсознания с викальпой, рассеянностью. Нирвикальпа есть самадхи без какой-либо викальпы, или рассеянности. В савикальпа самадхи существует высшее осознавание, но четыре основных типа викальпы остаются. Эти викальпы не похожи на страсть или страх, но они являются незначительными модификациями того, что Патанджали называл витарка, вичара, ананда и асмита.

Уровень 2: Нирвикальпа Самадхи (Nirvikalpa Samadhi)

Нирвикальпа самадхи — это высшее состояние осознания, когда эго и самскары были растворены, и остается только Сознание.

Патанджали говорит, что материальный мир стал тенью, от которой вы полностью свободны. В Нирвикальпа Самадхи понятие ума, каким вы его знаете — отсутствует, есть только состояние экстаза и ощущение бесконечного мира. Здесь вы наслаждаетесь божественным, всепроникающим экстазом.

Теперь сердце полностью пробудилось, и вы почувствуете, что оно стало больше, чем вся вселенная. Вселенная выглядит как крошечная точка внутри вашего огромного сердца. Здесь обретается бесконечная сила и блаженство. Вы не только почувствуете это невероятное состояние, но и станете им.

Этот уровень Самадхи похож на Божественное Сознание, описанное в Традиции Шанкары, состояние глубокой любви к миру и всему, что в нем происходит, признавая Божественность во всем. Прошлое и будущее смешаны с вечным настоящим. Все происходит здесь и сейчас. Блаженное состояние может длиться несколько часов или несколько дней. Изначально не хочется выходить из этого состояния, и говорят, что если человек остается на этом уровне в течение 21 дня, есть все шансы, что душа навсегда покинет тело. Тем не менее, благодаря продолжительной практике вы можете выйти из Нирвикальпа самадхи и нормально функционировать в мире.

Савикальпа и Нирвикальпа Самадхи считаются временными состояниями, так как вы можете полностью испытать их и вернуться к нормальной жизни.

Как достичь просветления самадхи

Объяснить, что чувствует человек в состоянии самадхи довольно сложно. Обычно описывают ощущение единения себя с миром, которое становится настолько полным, что человек теряет свою индивидуальность, становясь полноценной частью мироздания.

Одни из первых упоминаний самадхи отписаны в Упанишадах, в них рассказывается о самадхи йогов, как о части йогических традиций. Сейчас это связывают со школой Патанджали и ведами.

Изредка можно услышать и другое название самадхи – дзен. Но, тут больше описывается процесс замирания физиологии человека и погружения его в некое состояние сна, при котором замедляется метаболизм, урежается дыхание, не требуется вода и пища для поддержания жизни. Длиться оно может бесконечно долго. К каким-то высшим познаниям не приводит, правда. При данном состоянии нет просветления и некоторые последователи учений считают дзен только первой ступенью на пути к состоянию самадхи.

Для самадхи рекомендуется практиковать раджа-йогу, изучать асаны и пранаяму, пройти так называемый восьмеричный путь, который должен привести к полному просветлению.

Уровень 3: Дхармамегха Самадхи (Dharmamegha Samadhi)

Еще более высокий уровень Самадхи — Дхармамегха или «Облака Добродетели».

Этого уровня Самадхи нельзя достичь усилием, оно проявляется, когда все усилия растворяются. Это Божественный Дар, за пределами понятий Абсолюта и относительности.

Говорят, что Чистое Знание обрушивается, как Облако Добродетели, принося освобождение и Божественное Блаженство.

Это Дживанмукта — освобождение, пока еще в физическом теле. Недуги всех прошлых карм очищаются, йог становится абсолютно свободным.

Махайог Пайлот Бабаджи: «Самадхи – это океан, куда стекаются все реки»

Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть. Это и есть самадхи. Самадхи – это океан, куда стекаются все реки. У каждой реки свое путешествие. Все они стараются стать больше, несмотря на то, что сталкиваются со многими препятствиями и проблемами по дороге. Вы можете себе представить, насколько трудным может быть путешествие реки, однако все реки смиряются перед другой, чтобы добраться до океана. И начинают они свое путешествие с соединения капель воды. Представьте, как все капли цветов и деревьев становятся ручьями, все ручьи становятся одной рекой. Вы можете наблюдать за рекой, за ее течением. Все это есть союз. Этот союз и есть йога. Йога – это наука естественного соединения, которое создало Вселенную. Так оно существует. Все, что проявилось, известно как Бытие. Это Бытие есть Небытие. Небытие есть cамадхи, которое есть Начало и Конец всего. Самадхи – это наука о внутреннем мире. И тот, кто ведет свой поиск там, может стать большим ученым, ведь его ум работает так же, как у обычного ученого. Немногие люди знают, что идти по пути самадхи – значит быть ученым. В достижении самадхи тоже есть научность, так как самадхи – это наука о внутреннем мире.

Махайог Пайлот Бабаджи, мастер самадхи

Сахаджа Самадхи

Некоторые современные святые, такие как Рамана Махарши, также говорили о Сахаджа Самадхи.

Этот уровень Самадхи, вероятно, может быть помещен между Нирвикальпой и Дхармамегой Самадхи. Это место, где сохраняется внутренняя тишина наряду с обычной повседневной деятельностью. Это способность постоянно поддерживать опыт Нирвакальпа Самадхи. Здесь вы излучаете Божественное Просветление, Божественное прекрасно проявляется через вас каждую секунду. Вы наполнены Божественной Милостью. Возможно, его можно сравнить с Сознанием Единства Традиции Шанкары.

Если вы хотите достичь Самадхи, вы должны регулярно заниматься духовными практиками, наслаждаться благословениями, которые приносит каждый день, и знать, что все откроется в нужный момент.

Начало

Прежде, чем практиковать медитацию шаматхи, необходимо определить для себя три вещи, имеющие значение:

  • место;
  • правильная поза;
  • выбор объекта.

Вовсе не обязательно для того, чтобы начать практику, уединяться в заброшенном уголке, выбирая глухой лес или горы. Достаточно найти удобное комфортное помещение, где никто не сможет нарушить умиротворение.

Положение

Поза также важна. Конечно, хорошо, если это будет положение сидя со скрещенными ногами, однако, далеко не всем оно покажется удобным, поэтому для начинающего практиковать рекомендуется занять удобную позу, сидя.

Важным является и положение рук: они должны быть расположены на уровне живота, правая поверх левой, большими пальцами касаться друг друга. Спина выпрямлена и не напряжена, язык прижат к верхнему небу, глаза в расслабленном состоянии и чуть прикрыты.

Объект

В качестве субстрата, на котором будет сконцентрировано внимание, в технике шаматхи может выбираться дыхание (именно о такой практике говорил Будда) или какой-либо предмет, пригодный для визуализации. .

Сосредоточение на дыхательных движениях – одна из самых простых медитативных техник. Во время практики требуется удерживать свое внимание только на движениях грудной клетки – вдохе и выдохе, не допуская переключения сознания на иные предметы, мысли или действия.

Если возбужденный ум отвлекает внимание, следует вернуться к отправной точке и снова постараться сосредоточиться, отбросив посторонние внешние и внутренние раздражающие факторы. Уже спустя короткое время при регулярности и усидчивости можно будет заметить, что концентрироваться и контролировать блуждание мыслей становится легче.

Техника шаматхи является фундаментом, на котором базируются иные буддийские практики. Не овладев ею, нет движения к тантре, махамудре, дзогчену.

Невозможно объять необъятное

Невозможно в одной статье перечислить все состояния, которые могут быть доступны человеку, пребывающему в Самадхи. Однако есть вещи, о которых необходимо знать непосвящённым, принявшим решение достичь Самадхи.

Когда человек, медитируя, достигнет наивысшей ступени, сила его медитации разрушит его семя, сотрёт воспоминания, отнимет способность мыслить и остановит все действующие на него кармические законы… Приступая к любой изотерической практике, каждый должен спросить себя, готов ли он заплатить эту цену.

Музыка для медитации. Нужна ли она?

состояние просветления

Тантра-Йога и колесо Сансары

тантра йога

У буддистов тантрическое учение практикуется в скрытых от посторонних глаз храмах под чутким руководством опытных наставников и ухмылка, появившаяся у западного читателя после ознакомления с этими строками – всего лишь свидетельство глубочайшего невежества. Ни один западный эзотерик не может практиковать Тантра-Йогу по простой причине: тантрические ритуалы проводятся тайно и передаются строго внутри семей посвящённых – от поколения к поколению.

Не совсем правильно жители западных стран понимают основные постулаты древнего учения, которое подарил людям Гаутама Будда («Благородный Восьмиричный путь»). В перечне способов, посредством которых человек сможет остановить движение колеса Сансары или цепочку реинкарнаций, есть упоминание о том, что жить необходимо на природе – в естественной среде обитания.

О резкой перемене образа жизни речи не идёт, ведь природа может окружать человека, живущего как в городе, так и в деревне, например, в качестве «живых заборов» и рукотворных водоёмов. Не всем дано достичь Нирваны, но каждый может создать свой Рай на Земле.

По сравнению с Самадхи, Нирвана — это Слияние с сознанием Бога, уподобление Святому Духу и забвение всего, что связано с собственностью, включая собственное «Я» (у йогов под термином «Нирвана» обозначается испепеление, ликвидация всего индивидуального).

Самадхи нирвана

Переход из одного состояния в другое состоит из следующих этапов:

  • тотальное уничтожение «раздутого», низшего (индивидуального) «я»;
  • замена индивидуального сознания коллективным;
  • трансформация коллективного «я» во всеобщее «Мы».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: