Маха-мантра Харе Кришна как она есть: благо или блажь?

Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе, Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе.

На деванагари:

हरे कृष्ण हरे कृष्ण कृष्ण कृष्ण हरे हरे हरे राम हरे राम राम राम हरे हरे

В транслитерации:

Hare Kṛṣṇa Hare Kṛṣṇa Kṛṣṇa Kṛṣṇa Hare Hare Hare Rāma Hare Rāma Rāma Rāma Hare Hare

Речь пойдёт о Маха мантре, которая также широко известна как мантра «Харе Кришна». Её особо почитают последователи, пожалуй, самого распространённого в мире религиозного течения в традиции бхакти-йоги («преданного служения») — вайшнавского движения людей, преданных силе, воплотившейся на Земле в образе Кришны.

По одной из версий, самое раннее упоминание о Маха мантре содержится в «Калисантарана-упанишаде», примыкающей к «Яджурведе». В соответствии с идеологией данного религиозного течения, повторение мантры Хари Кришна является практикой произнесения имён Бога, что считается фундаментальной основой для духовного развития человека в этой традиции.

Последователи движения верят, что чтение и пропевание этих шестнадцати имён Кришны способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали (Кали юга — «железный век», «век раздора»).

Кришна и Радха

Интересно, что если шире рассмотреть вопрос воздействия произнесения мантр, то существует следующее объяснение природы их влияния на сознание и жизнь человека. Например, в той же Библии можно прочесть следующее: «Вначале было слово», т. е. слово — это звук, и все сущее происходит из звука. Из физики нам известно, что звук — это вибрация. Вся наша Вселенная, включая нас самих, по последним научным данным, полученным в ходе изучения природы материи, на самом тонком структурном уровне имеет природу вибрации. Цвет, слова, мысли и т. д. — всё это виды вибраций. А это означает, что, воздействуя на уровне вибраций, можно изменять и материальный мир.

Значение Маха мантры

Считается, что вибрация звуков мантры активирует духовную энергию. В частности, Маха-мантру поют для осознания Бога и достижения более высокого уровня сознания. Маха-мантра состоит из трех санскритских имен Божеств: Кришна, Рама и Харе, которые, как полагают некоторые, являются энергией бога Хари (Вишну), или богини Хара (Шакти).

«Харе» — это обращение к энергии Бога, известной как Радха, а «Кришна» — это имя Бога, означающее «Тот, кто притягивает всех». «Рама» означает «тот, кто доставляет удовольствие и наслаждение жизнью».

Три слова — Харе, Кришна и Рама — являются основными звуками Маха мантры, Харе относится к энергии Единого Бесконечного Источника всех нас. Энергия, которая присутствует вокруг нас.

При повторении этой мантры мы призываем эту универсальную энергию. Эта мантра обладает способностью растворять наши вредные привычки и негативные эмоции. Повторяя или слушая мантру, вы освобождаетесь от всех беспокойств и внутренних страхов.

Рама и Кришна относятся к воплощениям Господа Вишну.

Пробудить вселенскую любовь

Иногда слова довольно сложны и без посвящения не станут работать. Но среди них есть уникальная, которая действует всегда, где бы, когда бы её ни произносили. Никаких правил для неё нет. Она уникальна в некотором роде. Считается, что она обладает способностью воздействовать самым благоприятным образом на человеческое сознание. С ней приходит счастье, гармония и энергия, зло с невежеством разрушаются, сердце очищается от пороков, а ум проясняется.

Если петь её ежедневно, она избавляет от страданий и депрессии, а душу наполняет Божественным светом. Если слушать и повторять – можно возвысить сознание до духовного уровня.

Когда читать Маха мантру (Харе Кришна мантру)

Как сказал святой Чайтанья: «Нет никаких ограничений по времени и месту для повторения Харе Кришна мантры». Просто повторяйте мантру снова и снова и старайтесь осознать ее энергию и вибрации. Вы можете петь в одиночку, вместе с семьей или друзьями, либо вы можете посетить ближайший центр Харе Кришна и петь там с преданными. Каждое утро и вечер преданные собираются и поют, вы можете присоединиться к ним. Независимо от того какой способ вы выберите, просто повторяйте Маха мантру регулярно, и ваша жизнь будет возвышенной.

Как подготовиться к прочтению?

Только правильно подготовившись, вы сможете верно произнести все звуки. Это настолько сильный инструмент, что использовать его всуе нежелательно. А для начала разум следует очистить от недобрых мыслей, а душу свою – от негатива. От того, насколько искренны вы, обращаясь к богу напрямую, зависит, как слова воздействуют на вашу жизнь. Ведь чистая энергия Бога и энергия того, кто просит, пройдут через все уровни тел и добьются многого. Даже своё заветное желание в текст включать не возбраняется.

Читайте похожее: Парамешвара мантра

Каким образом начинает действовать Харе Кришна мантра

Когда вы будете регулярно повторять Харе Кришна мантру, вы без сомнения узнаете, что она начинает действовать. Веды говорят, что, повторяя Харе Кришна мантру, вы испытаете трансцендентное удовольствие — духовное удовольствие, гораздо более сильное, чем удовольствия телесных чувств.

Поэтому одним из первых признаков того, что мантра начинает действовать, будет то, что вы начнете терять интерес к низким формам удовольствия, например, азартные игры, алкоголь, похоть, мясоедство.

Примечания

  1. 12
    Schweig, 2004, p. 14.
  2. Beck, 1993, p. 199.
  3. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
    Практика йоги в наш век: Повторение мантры Харе Кришна // Наука самоосознания = The Science of Self-Realization. — Москва: Bhaktivedanta Book Trust, 1991. — С. 222. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 9785902284178.
  4. Beck, 2004, p. 42.
  5. 12
    Beck, 1992, pp. 266-267.
  6. 123456
    Beck, 1992, p. 274.
  7. 12Howard Beckman.
    Mantras, yantras, and fabulous gems: the healing secrets of the ancient Vedas. — Gyan Books, 2000. — P. 40-41. — 171 p. — ISBN 8121206685.

Кришнаизм

Философия и практика кришнаизма (коротко)

  1. Кришна – Высшая Абсолютная Истина. Изначальный Творец и Причина всех причин. Душа всех душ. Предвечный Господь Бог.
  2. Все живые существа – это вечные души, чье естественное положение – служить Кришне. Только служа Кришне, все живые существа могут быть счастливы. Потому что Кришна источник счастья. Кришна – источник всего, но сутью Его бытия является блаженство.
  3. Если живое существо не служит Кришне, оно служит себе, т.е. своим ненасытным органам чувств: языку, глазам, ушам, органу обоняния, коже и беспокойному уму. Пытаясь наслаждаться с помощью органов чувств мертвой материей, душа встречает только страдания, поскольку материя не содержит счастья, она мертва. Счастье – это свойство жизни, его нужно искать в первоисточнике всего живого – в Кришне.
  4. Если мы будем служить Кришне, то увидим, что Он служит нам и всем живым существам бесконечно больше. Обитатели материального мира хотят счастья для себя и тех, кто с ними связан. У Кришны другое свойство характера – Он не стягивает счастье к Себе, Он его раздает. Поэтому в духовном мире все служат другим – все отдают, а не забирают. Все должны стать слугами Кришны, это природа души. Те, кто служит Кришне – служат всем. Если счастлив Кришна, то счастливыми становятся все.
  5. Лучшей духовной практикой и служением Кришне является повторение Его святых имен – Харе Кришна маха-мантры. Поскольку имена Кришны не отличны от Него Самого. Кришна – адвайа-гйана-пара-таттва – недвойственная Абсолютная Истина. Пожалуйста, повторяйте
    Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе рама Харе рама Рама Рама Харе Харе

    и будьте счастливы!

  6. Чтобы духовная практика стала совершенной и привела к осознанию Бога и наших отношений с Ним, необходимо общение с подлинными святыми, встретить которых очень трудно, но если молиться, то Кришна пошлет искренних искателе Истины к действительно святым людям.
  7. Нужно воспевать святые имена Кришны и молиться об общении со святыми. Таков вывод.
  8. Подробнее с основами философии и практики можно ознакомиться в разделе «Философия и практика для начинающих изучать»

Наименование традиции
Внутри самой традиции религия поклонения Кришне чаще именуется гаудия-вайшнавизм. Не смотря на то, что термин имеет латинский суффикс – изм и был введен в обиход западными учеными, термин прижился в традиции, поскольку имеет аутентичные санскритские корни и, в общем-то, этот термин точен. На санскрите термин гаудия-вайшнавизм звучал бы как гаудия-вайшнава-дхарма – религия, последователи которой именуются гаудия-вайшнавами.

«Вайшнавизм» – значит, что это религия поклонения Самому Богу, Вишну, Всевышнему, а «Гаудия» – значит, что это религия поклонения изначальному Вишну – т.е. Кришне, который является источником Вишну, или по-другому, это религия поклонения Кришне, который чаще являет Себя как Вишну, скрывая Свой изначальный облик Кришны, как самый высший и сокровенный.

Этимологически термин «гаудия» в названии «гаудия-вайшнавизм» происходит от имени Гаура. Гаура — это короткое имя воплощения Кришны (полное имя — Шри Кришна Чайтанья Махапрабху), который приходил в образе верующего, чтобы научить человечество любви к Кришне, и вместе с тем, Он приходил, чтобы Самому познать величие любви к Кришне, т.е. любви к Самому Себе; ибо познать любовь к Богу могут только верующие, и даже Бог, чтобы понять чувства любови к Нему, должен познать любовь к Себе со стороны, т.е. прийти в образе верующего. Второе значение термина «гаудия», отсылает к тому факту, что знание о Кришне было в полной мере проявлено в местности, которая именуется Гаудия, или Западная Бенгалия, где Кришна явился в вышеописанном образе Шри Гауры-Кришны.

Конечно, знание о Кришне вечно проявлено в священных текстах Вед и в живой традиции, но очень редко наступают времена, когда это знание должно стать явленным всему человечеству. Поэтому, когда говорят, что знание проявилось на земле Гаудии, то имеют в виду, что это знание стало или станет проявленным для всего мира, и это движение по распространению славы Кришны началось из Гаудии (Западной Бенгалии в Индии), а родоначальником движения распространения этого знания стал Сам Господь Кришна в образе своего преданного.

Другое часто используемое наименование традиции – это бхакти или Кришна-бхакти, что значит преданность Кришне. Также можно встретить термин – шуддха-бхакти, что значит, читая, беспримесная преданность Кришне. Этот термин исторически, этимологически и онтологически является наиболее точным для обозначения поклонения Кришне, и в общем-то, является наиболее распространенным, как во внутренней среде, так и в среде ученых-исследователей и знатоков традиции.

Другой аутентичный термин, обозначающий кришнаизм, — это бхакти-йога, йога преданности Кришне. Иногда это название звучит, как буддхи-йога, йога разумных людей.

Другое название кришнаизма – джайва-дхарма, что переводится с санскрита, как религия души.

В писаниях традицию именуют санатана-дхарма, что значит – вечная религия, или природа, естество, души.

Благодаря проповеди на Западе Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады для обозначения кришнаизма широко распространенным стал термин «сознание Кришны». Этот термин возник из определения Шрилы Рупы Госвами, которое на санскрите звучит как кришна-бхакти-раса-бхавита

и переводится как «непрерывные экстатические переживания преданности Кришне».

Термины бхакти и гаудия-вайшнавизм – являются наиболее часто используемыми в среде самих верующих. Термин «кришнаизм» для обозначения религии поклонения Кришне больше закрепился в средствах массовой информации и достаточно известен широкой публике, поэтому используется у последователей религии при коммуникации с внешним сообществом, но, как правило, не используется во внутреннем обиходе.

История

История религии в понимании ведической традиции – это история сампрадаи, т.е. веточки учителей, которые передавали знание от учителя к ученику. Существуют несколько сампрадай, линий учителей, которые передают знание о Кришне. Веды утверждают, что на земле существуют четыре авторитетные сампрадаи, которые передают знание о Кришне и Его воплощениях Вишну. Кроме того, утверждается, что в нынешнюю эпоху Кали-югу, посвящение будет действенным, и мантры будут работать, если ученик получит духовное посвящение и мантры именно в этих четырех сампрадайах.

Эти четыре сампрадайи имеют четырех основателей: Господа Брахму, Господа Шиву, Богиню Процветания Лакшми и четырех божественных мудрецов Кумаров. Каждая сампрадайа носит имя своего основателя: «Брахма-сампрадайа», «Рудра-сампрадайа», «Шри-сапрадайа», «Каумара-сампрадайа». Поклонение Самому Кришне в большей степени представлено в Брахма-сампрадайе. Кроме того, эта сампрадайа получила наиболее широкое распространение в Индии, а также на западе.

Согласно ведической космологии Вселенная была сотворена Господом Брахмой по благословению Кришны 8 432 млд. лет назад. Перед началом процесса творения Брахма получил даршан, личную встречу, с Кришной. Кришна вложил все знание в сердце Брахмы и благословил начать творить вселенную. Брахма был первым сотворенным живым существом во вселенной и первым, кому Кришна передал божественное знание, поэтому он стал и первым основателем цепи учителей, которые сохраняли и передавали знание о Кришне и Его творении от учителя к ученику.

Первым литературным произведением Господа Брахмы была «Брахма-самхита», которая посвящена исключительно прославлению Кришны, как предвечного Бога и подлинного творца материального космоса и духовного мира. Брахма передал знание о Кришне Нараде Муни, которого каждый житель в Индии до сих пор почитает, как величайшего святого мудреца. Нарада составил «Нарада-панчаратру», которая описывает правила поклонения Кришне. Учеником Нарады стал Вьяса. Вьяса стал известен как Веда-Вьявса, поскольку записал все Веды, древнейшие священные писания, описывающие все разделы духовного и материального знания. Высшим и последним произведением Веда-Вьясы стал «Шримад-Бхагаватам», произведение, которое посвящено исключительно славе Кришны. «Шримад-Бхагаватам» стал объяснением сути Вед и их выводов («Веданты»). Это великое произведение является комментарием Вьясы на Веды и, особенно, на заключительное произведение философской литературы ведического канона «Веданты». Так произведением, которым завершается все знание Вед, является «Шримад Бхагаватам», квинтэссенция самого высшего знания – знания о Кришне.

Учеником великого составителя Вед Шрилы Вьясы стал Шри Мадхава. Проповедь Шрилы Мадхавы, или Мадхава-ачарьи, была невероятно могущественной вместе, учрежденные им храмы и монастыри до сих пор являются главнейшими оплотами религии в Индии. Шрила Мадхавачарья, так же как ачарья Шри-сапрадаи Шрила Рамануджачарья, своей проповедью вытеснили из Индии остатки буддизма и оттеснили последователей «скрытого буддизма», учения адвайта-веданты Шри Шанкарачарьи.

Через несколько поколений выдающихся вайшнавов в сампрадайу пришел вечный спутник Кришны – Шрила Мадхавендра Пури. Он стал особым украшением сампрадайи и обогатил ее еще большим пониманием красоты и очарования Кришны. О Шриле Мадхавендре Пури можно прочитать несколько статей по ссылке:

Учеником Шрилы Мадхавендры стал Шрила Ишвара Пури, чье величие было настолько грандиозным, что когда Кришна пожелал низойти на Землю ради проповеди любви к Богу, Он решил избрать своим гуру, учителем, именно Ишвара Пури Госвами.

Итак следующим Гуру в сампрадйе стал Сам Всевышний Всеблагой Господь Кришна, который стал известен под именем Шри Кришна Чайтанйа Махапрабху. Великое множество древних текстов предсказывало Его приход и описывало деяния, которые Ему предстоит совершить. Шри Чайтанйа Махапрабху на Своем примере учил, как обрести сокровище любви к Богу. Он показал, что является вершиной этой любви, и к чему нужно стремиться желающим обрести высшее благо. Жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху можно изучить, прочитав «Шри Чайтанья-чаритамриту» Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, «Шри Чайтанья Бхагавату» Шрилы Вриндаван даса Тхакура.

Приемниками милости Шри Махапрабху были шестеро Госвами, жившими в месте рождения Кришны – Вриндаване: Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунанха даса Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Гопал Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатха Батта Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху поручил шестерым Госвами: 1) установить поклонение божествам Кришны; 2) объяснить правила поклонения этим божествам, в полной мере представить науку о преданности Кришне в том виде, как она описана в многочисленных ведических текстах; 3) описать сад-ачар, правильное поведение для практикующих духовную жизнь; 4) также им было поручено разыскать все святые места деяний Кришны. Шестеро Госвами в полной мере представили науку о поклонении Кришне, показав своим поведением высочайший пример преданности Кришне, собрав священные тексты описывающие Кришну и преданность Ему, написав комментарии на древние тексты о преданности Кришне.

Приемниками Госвами Вриндавана были Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Баладева Видьябушана Тхакур. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур углубил науку о бхакти, написав много произведений о сокровенных аспектах служения Кришне. Под его руководством Шрила Баладева Видьябушана Тхакур на основе идеального знания священных текстов и собственного авторитета образованнейшего монаха Мадхва-сампрадаи разгромил оппонентов из других сампрадай, которые попытались усомниться в традиционности ценностей сампрадайи Шри Чайтаньи Махапрабху. Оппоненты были повержены и попросились в ученики к Шриле Баладеве Видьябушану Тхакуру, но он попросил их сохранить приверженность их собственным традициям сампрадайи и оставаться в рамках той традиции, где они уже получили посвящение.

Великий подвижник Шрила Джаганнатха даса Бабаджи Махарадж стал следующим приемником в сампрадайе. Своей верой он укрепил авторитет сампрадаи и стал вечным примером великой преданности Кришне. Шрила Джаганнатха даса Бабаджи Махарадж подтвердил место рождения Шри Чайтаньи Махапраджу, после того как его ученик Шрила Бхактивинода Тхакур в божественном трансе увидел, где расположено подлинное место явления Господа Шри Чайтаньи Махапрабу. Когда экспедиция достигла предполагаемого места, то обнаружила сад священных деревьев Туласи, которым поклоняются все кришнаиты, преданные Кришны, а рассказы местных жителей подтвердили, что из поколения в поколение слава этого места описывается, как слава Йога-питха, главного места на земле Гаудии, т.е места явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Но главным свидетельством истинности открытия стал танец старца Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, ему к тому времени было больше 100 лет, и он являл множество болезней в своем теле, которые не давали ему ходить. Бабаджи Махарадж прибыл на место явления в большой корзине на спине своего ученика. Он не мог ходить, но когда достиг священного места, то выпрыгнул из корзины и стал танцевать, невероятно ликуя. Так открытие Шрилы Бхактивиноды Тхакура было подтверждено и священное место явления Господа стало главным местом паломничества.

Итак, приемником Шрилы Джаганнатха даса Бабаджи Махараджа стал Шрила Бхактивинода Тхакур. Шрила Бхактивинода Тхакур стал великим проповедником послания предыдущих учителей. Он объяснил все нюансы учения Махапрабху, Шести Госвами, Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Шрилы Баладевы Видьябушаны. Написав множество книг о бхакти, Шрила Бхактивинода Тхакур устранил все возможные противоречия в понимании писаний, он очистил сампрадаю от домыслов невежественных людей, которые пытались давать собственные, часто сильно извращенные, толкования философии и практики гаудия-вайшнавов, кришнаитов. Говорится, что он возродил течение реки преданности Кришне. Шрила Бхактивинода Тхакур очистил сампрадйи, вернув ей прежнюю чистоту, поэтому его зовут «дворником на рынке проповеди славы божественного имени Кришны». Воспевание имени Кришны – важнейшая практика кришнаитов. Произносить имя Кришны можно: 1) нечисто, или совершая оскорбления в адрес веры, верующий и Самого Кришны; 2) на уровне очистительного повторения, когда произносящий святые имена уже не совершает оскорблений против святого имени, но еще не до конца избавился от последствия прошлых оскорблений; 3) высшее воспевание – это чистое воспевание имени Кришны с любовью и преданностью Ему. Шрила Бхактивинода Тхакур очистил сампрадайу от тех, кто намеренно или упрямо по собственному невежеству насаждал неверные представления о безупречном учении Шри Чайтаньи Махапрабху и Его последователей. Шрила Бхактивинода Тхакур написал много молитв на доступном для понимания языке бенгали. Его молитвы дополняют службы, которые поются в храмах Кришны в три времени суток. Во многих монастырях поют и будут петь в будущем молитвы Шрилы Бхактивиноды Тхакура, как часть ежедневной духовной практики. Эти молитвы раскрывают тонкости отношений души и Бога, устраняют препятствия на духовном пути, они дают духовную силу, разум и чистоту. Вся жизнь и практика современных кришнаитов-вайшнавов основана на учении Бхактивинода Тхакура.

Шрила Бхативинода Тхакур возродил течение бхакти, но видел, что учение нуждается в непревзойденном проповеднике, как он говорил – «Луче Вишну», который бы смог донести послание до всех ищущих Истину людей. Он молился Кришне о нисшествии такого проповедника. В ответ на его молитвы у него родился сын – величайший преданный Господа Кришны, Его вечный близкий спутник – Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Иногда говорится, что Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пришел специально, чтобы донести милость Кришны до людей запада. Сам он проповедовал не покидая Индию. Образованнейшие люди того времени становились его учениками и последователями, и именно им он поручил распространить учение о Кришне на западе. Несколько его учеников проповедовали западной аристократии, путешествуя по западным странам, но их успех был ограничен тем, что лишь некоторые западные искатели истины нашли ответы на извечные вопросы и присоединились к движению Махапрабху.

Позже, по поручению своего гуру, на запад отправился Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, чья устремлённость исполнить наказ гуру привела его проповедь к невероятному успеху. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, приплыв в Америку в трюме грузового корабля с 7 долларами в кармане, за 12 лет распространил сознание Кришны по всей земле, открыв 108 храмов, переведя важнейшие священные тексты ведической литературы, прославляющее Кришну, на английский, а потом с помощью учеников еще 26 языков мира. В присутствии на земле Шрилы Прабхупады было напечатано 60 млн. книг, включая «Бхагавад-гиту, как она есть», «Шримад Бхагаватам» и «Чайтанья Чаритамриту». Затем его ученики перевели основные тексты на большинство мировых языков и издали их общим тиражом более 600 млн. экземпляров. Теперь в каждом уголке земли знают о Кришне и могут познакомиться с учением о Нем из высшей степени авторитетных первоисточников. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада изложил в своих переводах и комментариях все необходимое для практики бхакти, всю науку преданности Кришне. Обучая учеников на собственном примере, он показал, что такое подлинная связь с Богом – эта часть учения именуется самбандха-таттва. Самбандха-таттва, или истина о положении души и Бога, была в полной мере установлена для людей запада проповедью Шрилы Бхактиведанты свами Прабхупады.

Философия и практика гаудия-вайшнавов, кришнаитов, состоит из трех уровней:

  1. Основные положения (самбандха-таттва)
  2. Путь, практика (абхидея-таттва)
  3. Высшая цель (прайоджана-таттва)

Когда фундамент проповеди был возведен благодаря проповеди Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, возникла необходимость в дальнейшем обучении западных кришнаитов, новоиспеченных вайшнавов. Поскольку проповедь самого Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами была на западе не долгой, он покинул этот мир в 1977 году, самые подготовленные ученики продолжили обучение под руководством Шрилы Бхактиракшак Шридхар Госвми Махараджа, который был старшим духовным братом Шрилы Прабхупады и его шикша-гуру (наставляющим духовным учителем). Великий святой – Шрила Бхактиракшак Шридхар Госвами Махарадж обучил удачливых преданных тонкостям пути бхакти, которая именуется абхидея-таттва. Так самбандха и абхидея стали проявлены на западе. Но скрытой оставалась высшая цель практики бхакти, высший смысл существования души. Эта самая сокровенная цель была раскрыта искренним искателям Истины благодаря милостивым наставлениям следующего мирового учителя – Его Божественной Милости Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа поехал проповедовать на запад в 1996 году, поскольку в 1977 году получил Просьбу Шрилы Бхативеданты Свами Прабхупады раскрыть его ученикам три важнейшие духовные тайны:

  1. Высший смысл прихода в этот мир Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху
  2. Смысл прихода в этот мир самого Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады
  3. Положение в духовном мире Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж пообещал выполнить просьбу своего друга и учителя. Кроме того эта просьба включала в себя и просьбу исполнить последние ритуалы по самому Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который предчувствовал свой скорый уход обратно к Богу в то время. Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж после ухода своего друга и учителя провел необходимые обряды и положил духовное тело учителя в самадхи, что значит с точки зрения вайшнавской культуры, что он стал его приемником. С древних времен приемник помещает тело своего гуру в самадхи. Так произошло и в этот раз. Одна просьба была исполнена, но оставались еще три. Всю свою жизнь Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж посвятил осуществлению наставлений своих гуру. Его дикша-гуру (учитель. который дает посвящение) Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж поручил своему ученику переводить книги, а его шикша-гуру (наставляющий духовный учитель) поручил широко проповедовать высшую цель жизни. Поэтому по ночам Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж переводил книги, а днем он неустанно проповедовал. Много раз Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж объехал весь мир со своей проповедью. Путешествуя по миру, он показал пример безупречной преданности Богу, бескорыстия, духовной чистоты, мудрости, способности разрешить все противоречия, а для тех, кто понимал – и пример глубочайшей любви к Богу. Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж перевел на основные языки мира и издал множество книг великих учителей, о которых было написано в этой статье.
До недавнего времени на этой планете присутствовали великие святые, вечные спутники Кришны, в виду краткости статьи они не были упомянуты, но непременно должны быть названы. Эти святые оставили великое наследие в виде своих книг и статей. Каждый может найти и оценить эти жемчужины недосягаемой красоты. Тяжело понять себя и Бога без наставлений великих учителей недавней современности, имена которых: Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Говами Махарадж, Шри Шримад Бхактидайитья Мадхава Госвами Махарадж, Шрила Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхативайбхава Пури Госвами Махарадж, Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж.

После ухода с видимого плана бытия великих учителей современности, еще осталась задача объяснить, как все уровни понимания Истины сосуществуют без взаимных противоречий. Объяснить, что в проповеди разных учителей нет противоречий, и что противоречия рождаются лишь из поверхностного понимания философии и практики. Еще остается задача объяснить то, что воспринимается посредством духовного звука при личном слушании от осознавшего себя и Истину гуру. Эта задача под силу тем, кто всегда стремился к общению со святыми.

В настоящее время миссию учителей-ачарьев прошлого продолжает Международное общество «Традиционный гаудия-вайшнавизм». Подробнее с основами вероучения Международного общества «Традиционный гаудия-вайшнавизм» можно ознакомиться в разделе «Основы вероучения» данной статьи.

Культура

Культура кришнаизма является частью культуры Индии. Более того, эта культура значительным образом повлияла на становление литературы, поэзии, танца, изобразительного искусства и архитектурной традиции Индии. При этом важно отметить, что кишнаитская культура имеет свою самостоятельную жизнь и свое значение.

Тезисно описывая традиционную культуру гаудия-вайшнавов, сразу возникает необходимость отметить, что большинство древних священных текстов вайшнавов записаны в поэтических размерах на языках санскрит, бенгали и др. Комментаторская традиция существует, как правило, в прозе, записанной на санскрите или бенгали, но, не смотря на прозаическую форму, так же как и тексты, записанные в поэтических размерах, является образцом высокого стиля и мысли.

Что касается молитв, то многие видные учителя бхакти писали свои молитвы в стихах, что является традицией, практически каноном. Эти молитвы воспроизводилась под соответствующие размеру стихов мелодии и аккомпанемент традиционных инструментов, таких как вина, мриданга, караталы.

Отдельно стоит отметить, что среди вайшнавов было много крупных поэтов, которые создавали произведения малых и крупных форм, эти произведения в последствие становились классикой индийской литературы. Средневековая поэзия Индии – это культурный пласт, сформированный при безусловном участии поэтов вайшнавов. Самые известные поэты-кришнаиты, чьи произведения являются памятниками индийской и мировой литературы, — это Кулашекхар, Джайадева Госвами, Сурдас, Видьяпати, Чандидас.

Что касается архитектуры, то сотни величественных храмов, посвященных Кришне, формируют внешний облик городов и селений Индии, служат основой для эстетического воспитание горожан и селян в духе высокой визуальной культуры, а главное, своим величием и святостью напоминают всем созерцателям о присутствии Бога рядом с каждым.

Школы индийского танца имеют своим основным классическим сюжетом деяния Кришны и Его божественной спутницы Радхи. Так традиция поклонения Радхе и Кришне становится частью ведической культуры, а ведическая культура становится частью религии поклонения Радха-Кришне.

Литература

  • Guy L. Beck.
    Sonic Theology //
    Steven J. Rosen
    Vaiṣṇavism: Contemporary Scholars Discuss the Gauḍīya Tradition. — New York: Folk Books, 1992. — P. 261-282. — ISBN 0961976365.
  • Beck, Guy L.
    Sonic Theology: Hinduism and Sacred Sound. — Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1993. — xvii, 290 p. — (Studies in Comparative Religion). — ISBN 0872498557.
  • Beck, Guy L.
    Hare Krishna Mahamantra: Gaudiya Vaishnava Practice and the Hindu Tradition of Sacred Sound // The Hare Krishna Movement: The Post-Charismatic Fate of a Religious Transplant / Edwin F. Bryant, Maria L. Ekstrand. — New York: Columbia University Press, 2004. — P. 35-44. — ISBN 023112256X.
  • Delmonico, Neil.
    Chaitanya Vaishnavism and the Holy Names // Krishna: A Sourcebook / Edwin F. Bryant. — New York: Oxford University Press, 2007. — P. 550-575. — ISBN 0199724318.
  • Schweig, Graham M.
    Krishna, the Intimate Deity // The Hare Krishna Movement: The Post-Charismatic Fate of a Religious Transplant / Edwin F. Bryant, Maria L. Ekstrand. — New York: Columbia University Press, 2004. — P. 13-30. — ISBN 023112256X.
  • Shrivatsa Goswami, Steven J. Gelberg.
    Interview With Shrivatsa Goswami // Hare Krishna, Hare Krishna: Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West, Harvey Cox, Larry D. Shinn, Thomas J. Hopkins, A. L. Basham, Shrivatsa Goswami / Steven J. Gelberg. — New York: Grove Press, 1983. — P. 196-258. — ISBN 0394624548.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: