Основные правила, связанные с реализацией мантры
1) Перед практикой мантры нужно подготовить свой ум, для того чтобы он не бегал, а был погружен в джапу. Для этого подходит пранаяма, бхута-шуддхи или ньясы. Обычно натхи рекомендуют выполнять пранаяму не меньше 11 или 21 раз, в брахманских культах делается акцент на ньясах, но пранаяму они делают около трех циклов. Это полезно, так как ньясы очищают джнянендрии, что помогает в пратьяхаре и дхаране при джапе.
2) В качестве дополнительной поддержки для эффективности джапы рекомендуют почитать мантру на малу (четки); рудракша-мала – это мурти Божества, а потому в руке вы держите само Божество при практике джапы. В некоторых тайных культах в руку делают авахану и потом ее подносят к сердцу, вам же достаточно понимать, что вы, поднося руку к сердцу, сосредотачиваетесь на образе Божества в сердце. При практике джапы очень важно прийти к такому чувству, что мантра исходит из самого сердца – из Божества – так, что все тело пронизывается силой мантры, вы воспринимаете не через чарма-чакшу (физическое восприятие), а через дивья-чакшу (божественное виденье).
3) Чтобы через мантру проявлялась Шакти Божества, нужно проговаривать все слоги мантры, так как каждый слог может обладать своей отдельной силой мантры.
4) В начале джапы приветствуется Ганапати и Гуру. А до этого нужно очистить асану, сделав дополнительно асана пуджу (или просто прочесть асана-мантру). Если вы практикуете длительную садхану в форме тапасьи (ретрита), то под асаной можно нарисовать янтру Божества.
5) Сидеть лицом на восток (пурва) идеально, но можно также в сторону северо-востока (ишанья) и севера (уттар). Только в случае достаточной реализации мантры, можно ее использовать иногда в мирских целях для богатства, садясь лицом на запад. В некоторых отдельных случаях при практике упадеши-мантр садятся лицом на юг.
6) При интенсивной практике джапы как тапасьи нельзя заниматься сексом – строгая брахмачарья. По возможности избегать тяжелой пищи.
7) Для достижения сиддх достаточно одной мантры и практиковать ее ежедневно. Так ваша энергия не будет рассеиваться. Не делиться ни с кем мистическим опытом, кроме того Гуру, кто вам передал эту мантру. Гуру надо воспринимать как само Божество данной мантры. Нельзя делиться всеми тайными наставлениями, которые вам Гуру передал по личной садхане. Если вы хотите от мантры получить сиддхи, а не просто успокаивающий, заглушающий ум эффект, то это нужно соблюдать.
В натховской практике при достижении опыта в мантре, когда к вам приходят особые состояния от мантры, например, даршан (раскрытие таттвы ее Деваты), можно практиковать просто дхьяну на Девату. Если ум снова начинает погружаться в мирское, то нужно возобновлять повторение джапы.
9) Если есть возможность утром при просыпании не разговаривать ни с кем, а сразу приступить к практике, то это даст больше возможности для быстрой реализации мантры.
10) В праздники, связанные с Иштадеватой, Шиваратри, Наваратри, Ганеш-чатуртхи и другие благоприятные дни, когда результат практики усиливается, не упускайте возможности практиковать более интенсивно. В Сурья- и Чандра-граханах (солнечные и лунные затмения) – то же самое: в эти моменты вы преодолеваете препятствия, и они делают мощнее вас и вашу садхану.
11) Если вы желаете от Божества получить освобождение, то осознание того, что вы получили мантру на всю жизнь, а вместе с ней – путь, рассматривать как само собой разумеющееся, потому что милостью Божества нужно преодолеть все кармы – как этой, так и остальных инкарнаций.
12) Почитая Горакшанатха мы почитаем то состояние, в котором пребывает сиддха, поэтому это состояние начинает в нашей жизни постепенно реализовываться, и это придает смысл и задает тон всем практикам в Традиции, это их отличает от нью-эйджа, фитнеса и т.п., так как у вас есть настоящий духовный путь.
На что это похоже?
По словам практиков и наставников, сеанс джапы – увлекательное путешествие, похожее на цветной сон, разберем процесс по стадиям:
- первая часть путешествия похожа на сон, сознание постепенно покидает тело, но мышцы еще держат позу;
- вторая стадия наступает тогда, когда мозг рисует образы. Человек может видеть силуэты, цветные облака, формы животных или птиц, которые часто являются новичкам после погружения. Это и есть сущности, которые сами могут выбирать себе облик;
- третья стадия – глубокое погружение. Адепт джапы четко видит разницу между материальным миром и миром духов (он может вернуться в любой момент). Контакт с высшими силами установлен, между мозгом и астралом больше нет барьера. Можно путешествовать по пространству, общаться с духами, друзьями или находиться в двойном трансе, полностью игнорируя все вокруг;
- четвертая стадия – истина. Многие новички путают ее с пробуждением, так как монотонное нахождение в другом мире прерывает внезапный скачок энергии, которая несет в себе особый смысл – это итог сеанса. Все впечатления, эмоции, переживания человека отпечатываются у него внутри в один момент. Это чувство заполняет его и придает сил и спокойствия. После получения Истины можно как покинуть мир духов, так и остаться в нем. За один сеанс истина посещает человека только один раз.
Сторонние наблюдатели видят, как человек с закрытыми глазами читает мантры, а сам же человек не слышит ни посторонних звуков, ни людей. Он может увидеть длинный сон за пару минут, хотя в состоянии сна он не находится и активность мозга не изменяется.
Ученые ломают голову над ответом на вопрос: кто приходит людям во время медитации? Почему четки действуют именно так? Почему разные виды дерева обеспечивают разный эффект? Но не все поддается науке и холодному анализу. Человек видит лишь 3 % от всего спектра излучения, и правило «я не видел, значит этого нет» тут не работает. Джапу можно понять только попробовав самостоятельно, полностью поверив и очистившись.
Рекомендации к практике джапы Горакшанатха-мантры
Самое лучшее – утром читать Горакшанатха-мантру, а вечером – Наварна-мантру. Мантру утром нужно читать после омовения. Если хотите, чтобы эффект от джапа-мантры был более сильный, лучше утром не разговаривать ни с кем перед практикой мантры. Мантру Горакшанатху можно прочитать 3 круга, а вечером Наварна-мантру – один круг. Нельзя читать мантру на том месте, где мы обычно спим. Многие пытаются её читать сидя на кровати, это также нежелательно. После еды нужно несколько раз ополоснуть рот; если пища была легкой и в небольшом количестве, то через 30 минут можно читать джапу, если поели плотно – то через 1 час минимум.
Асану (сидение для медитации размером минимум 70–70 см) постелить на пол, предварительно можно «разогреть» тело с помощью сурья-намаскар или небольшим комплексом разминки из сукшма-вьяямы, также сделать не длительную пранаяму. Сидеть нужно с ровным позвоночником, чётки во время практики мантры всегда держите только в правой руке. Передвигаются чётки средним пальцем, указательный палец чёток касаться не должен. Мантру не нужно читать слишком громко, как например это делают нео-вайшнавы, так как это будет не джапа, а скорее баджан. Мантра читается полушепотом.
Глаза полуприкрыты, закрывать не обязательно. Между дыханием и санскритом существует взаимосвязь, например, в санскрите используются сандхи (правила соединения), долготы, что текст делает мелодичным и как бы «растянутым», это связано с принципом пранаямы. «Прана-айяма» – это «прана», жизнь, и «айама» – растяжение, удлинение, т.е. растягивание времени дыхательного цикла. При повторении мантр это происходит естественным образом, на выдохе, повторяя мантру, мы удлиняем его. А удлинение дыхания утончает поток праны, что является условием трансформации, перераспределения праны в более высокие сферы нашего сознания. Не случайно пранаяма, наданусандхана и равновесие ума предельно взаимосвязаны.
Мантру Горакшанатху, как и другие, также иногда используют в практике пранаямы. Чтение мантры может длиться от 10 мин. до 2 часов. Для человека, ведущего активный социальный образ жизни, этого вполне достаточно. Лучше читать не много, но ежедневно, нежели с перерывами. Мантру нужно начитать как минимум 100 тыс. раз для того, чтобы почувствовать её состояние. Еще нужно добавить, это – не простая мантра, она не предназначена для развития мелких оккультных сил, как некоторые думают о практиках натхов. Нет, практики натхов ведут к общему самосовершенствованию на уровне тела, сознания и души.
Конечно, в результате постоянной практики вы можете получить мистический опыт, но очень важно с самого начала ставить большую цель – духовное просветление своего сознания, получение Пара-Видьи (высшего знания), развитие бхакти и премы (преданности и любви к Богу). На самом деле совершенные Учителя-сиддхи в нашей Традиции почитаются даже больше, чем Боги. Читая Горакшанатха-мантру, вы сможете получить их покровительство, сделать совершеннее свою духовную практику. Для обычной джапы можно не делать сложных обрядов, по окончании, если знаете, можете прочесть какие-нибудь молитвенные тексты: стотры, стути, кавачу (защитный текст). Мантра сама по себе обладает силой, поэтому её можно читать даже без каких-либо специальных санкальп на какой-то магический результат. Результат будет в любом случае, главное, чтобы у вас была направленность на духовный прогресс.
Волшебство звука
Все мироздание состоит из вибраций. Материя — это разновидность электромагнитной вибрации. Произнесённое слово — это тоже вибрация. Через соответствующие звуки можно войти в гармонический резонанс с соответствующими силами и божествами и добиться потрясающих результатов. Есть звуки, которые избавляют от болезней, защищают как йога, так и его окружение, приносят успех и богатство, меняют судьбу. Потому знание вибраций звука даёт человеку инструмент для изменения судьбы своей и других людей.
Читайте похожее: Тибетские мантры и как их использовать
Бахир- и антар-джапа
Джапа делится на две категории. Первая – бахир-джапа (внешняя), к ней относятся уровни вачака, упамшу (шепотом), манасика (мысленная) и аджапа-джапа (постоянная). Вторая – антар-джапа (внутренняя), в ней вы аджапа-джапу доводите до состояния, когда мантра становится одним целым с анахата-надой, прана и сознание входят в анахата-чакру. Правильнее будет сказать, что упамшу – это даже не шепотом, а, скорее, повторение, когда только вы один слышите повторяемую мантру. Манасика – это когда ваш ум и мантра становятся один целым.
Аджапа-джапа – когда мантра сливается вместе с сознанием и праной (сохам-бхава). По этой причине, например, известный сиддха Амритнатх в тексте «Йоги Вилакшан Авадхут» практику сахаджа-йоги соотносит с аджапа-джапой, или сохам-бхавой. Т.е. когда вы в своей практике мантры доходите до состояния, где вы сами, мантра (шабда) и Девата (мантрартха) становитесь едиными, в осознании «Я есть Он» (Иштадевата). Тогда вы способны полноценно практиковать мантру в любой момент времени, и вне зависимости от совершаемых внешних действий. Однако у этого уровня есть много предваряющих тантрических садхан.
Противопоказания
Несмотря на отсутствие опасных духов в контакте, у джапы есть противопоказания, а именно:
- не стоит применять комплекс для получения корысти или наживы;
- не используйте медитацию во зло;
- не лукавьте и не обманывайте духов;
- если вы приверженец другой религии, нужно сообщить об этом духам.
В любом случае проконсультируйтесь с наставником, возможно, он сократит комплекс ваших мантр или посоветует более легкую практику.
Длительное сидение при джапе
Если вам тяжело долго сидеть при пранаяме или джапе, то стоит уделить больше внимания различным вьяямам, чтобы прорабатывались слабо двигающиеся части тела. Делать более простые ритуалы, не требующие много времени. Двигаться принято при баджанах, а не при джапе, но если хочется двигать туловищем, то – не проблема. Если практиковать ежедневно понемногу, всего по чуть-чуть, в остальное время заниматься севой, изучать шастры, работу в социуме воспринимать как карма-йогу, то постепенно вы поднимитесь на более высокий уровень чистоты, и многие йогические техники перейдут на более качественный уровень. Долгое удерживание неподвижности тела может поспособствовать сжиганию нечистот в каналах, и тогда прана пойдет по ним равномерно, поэтому может возникнуть оцепенение, у многих такое состояние бывает, но не так долго.
Если вы практикуете яму и нияму, куда входит джапа с хомой и Ишварапуджаной, т.е. полноценно совершаете садхану, то на качественную джапу уходит не много времени. Хотя я видел людей, у которых вроде бы есть Гуру, но на самом деле можно сказать, что его почти не существует и на их жизни факт наличия Гуру никак не отражается. Просто человек съездил, посвятился, и так началась самостоятельная, независимая, духовная жизнь.
Такие люди часто сразу хотят начитать большое количество джапы, чтобы поскорее реализовать мантра-сиддхи. Но совершать рывковые ретриты без предварительной, разносторонней, адекватной подготовки – чревато, т.к. вместе с чистой шакти может накатить и депрессия. Кто-то перешагивает этот этап, но я знаю многих, кто «посыпался» на этом этапе. В конце плод джапы мы жертвуем Божеству, Гуру или своей высшей природе (Атману), что, собственно, едино, т.е. джапа делается с целью взращивания бхакти и конкретной бхавы.
Групповые медитации
Если есть люди, близкие вам по духу, они могут медитировать вместе с вами, чтобы усилить канал связи и внести разнообразие в привычные серые будни. Согласитесь, когда еще можно пообщаться с близкими или друзьями вне тела?
Для успешной групповой медитации нужно, чтобы все участники подготовились должным образом. Даже один человек из 10 будет слабым звеном, которое снизит общую эффективность сеанса.
Не обязательно держаться за руки и садиться в круг (не обязательно даже находиться в одном помещении, так как физический контакт не является основополагающим фактором при медитации). Если мантры читают все, лучше делать это хором, а если есть опытные и новички – можно пробовать по очереди.
Не стоит бояться – если ваши намерения чисты, а разум открыт – духи и высшие сущности это непременно заметят и не закроются от вас.
Раскрытие опыта дхьяны при джапе
Джапа может переходить в формы дхьяны, когда сама мантра в привычном для всех виде становится излишней или, можно сказать иначе, джапа переходит на другой уровень. Тогда при глубокой дхьяне смолкает ум и дыхание, но такие состояния обычно большинству людей сложно удержать долгое время, поэтому происходит возврат в простое состояние, которое обычно бывает при джапе. Суть в том, что это состояние, полученное при дхьяне, нужно мягко «раскрывать» в джапе, а джапу соединять с глубокой дхьяной. Если так делать регулярно, то постепенно это состояние станет стабильным.
Хотя тут много своих факторов другого плана, например, практика должна быть регулярной. Чем более она постоянная, тем лучше это сказывается на результатах, связанных с реализацией самой мантры в ее полноценном виде. Показателем того, что мантра у вас начинает реализовываться, является то, что, произнеся ее спокойно несколько раз, вы чувствуете, что все ваше существо сразу меняется и сила наполняет пространство, где совершается садхана. Это также отражается на всех событиях, которые каким-либо образом связаны с текущим моментом.
Суть методики
Все системы наших органов тесно связаны между собой, так же, как наша душа связана на одном конце с мозгом и материальным телом, а на другом конце – с космосом.
Определенные слова вызывают колебания материи и пространства, которые совпадают с нашими собственными колебаниями, поэтому человек после медитации обретает покой и гармонию. Гармония – очень важная составляющая медитации.
Этот термин пришел в духовные практики из музыки, где несколько голосов, поющих одновременно, создают вторичные колебания – гармонию. То же самое происходит и во время медитации – сущность возбуждает колебания, близкие по частоте к тем, что находятся в ее теле и душе, и образует вокруг себя симфоническую ауру – потоки энергии.
Самый простой пример того, как вибрации могут изменить наше состояние. Звук колокольчика или музыкальной шкатулки мягкий и теплый, под него можно засыпать, постепенно растворяясь в мыслях. Звук автомобильного гудка – резкий и острый, потому, что в основе сигнала лежит диссонанс – два несочетающихся звука, которые вырвутся из любого звукового поля.